Запись на диагностику

Например, 999 999 88 77

Мы знакомы
?
Запись на диагностику
Записать Вас на платную диагностику?
Заказать обратный звонок +7 (495) 979-81-78
Как к Вам Обращаться?
Ваш номер телефона:

Например, 999 999 88 77

Запись на диагностику
1
2
* - Поля обязательные для заполнения
    График работы:
    Комментарий:
    Бесплатная диагностика
    Заказать обратный звонок +7 (495) 979-81-78
    Как к Вам Обращаться?
    Ваш номер телефона:

    Например, 999 999 88 77

    Сеть логопедических центров с 2008 г
    Пн-Пт с 09:00 до 21:00 Сб-Вс с 10:00 до 19:00
    +7 (495) 979-81-78
    8 (800) 707-35-43

    Алалия

    Алалия – это серьезное нарушение или полное отсутствие речи у детей, вызванное органическими поражениями речевых центров головного мозга. Это расстройство может развиваться в раннем детском возрасте и сильно затрудняет развитие речевой функции у ребенка. В зависимости от зоны поражения в головном мозге, проявления алалии могут существенно различаться.

    Алалия почти отсутствие речи

    Виды алалии

    Форма алалии зависит от того, какая часть коры головного мозга была повреждена. Это важно для диагностики и дальнейшей работы по коррекции. Выделяют три основные формы:

    1. Моторная (экспрессивная) алалия
      Моторная алалия возникает при поражении зоны Брока, которая отвечает за способность произносить звуки и управлять речевым аппаратом. Дети с этой формой алалии:
      • Понимают обращенную к ним речь и могут выполнять простые команды.
      • Сталкиваются с трудностями при произнесении слов, звуков и формировании связной речи.
      • Могут иметь задержки в развитии моторики речи, такие как проблемы с контролем артикуляционного аппарата (губы, язык) и с последовательностью движений, необходимых для правильного звукопроизношения.
      • Часто страдают от ограниченного словарного запаса, трудностей с построением фраз, что может вести к нарушению общей коммуникации с окружающими.
    2. Сенсорная (импрессивная) алалия
      Сенсорная алалия связана с поражением зоны Вернике, которая отвечает за восприятие и понимание речи. Основные проявления этой формы:
      • Дети могут слышать звуки и речь, но испытывают значительные затруднения с их пониманием. Они как бы "слышат", но "не понимают" обращенную речь.
      • Узнавание отдельных слов и звуков возможно, но это не приводит к пониманию целостных фраз и предложений.
      • Часто дети с сенсорной алалией пытаются отвечать на речь случайными звуками, словами или фразами, которые не всегда соответствуют ситуации.
    3. Сенсомоторная (смешанная) алалия
      Сенсомоторная алалия объединяет признаки как моторной, так и сенсорной форм. Дети с этой формой испытывают:
      • Трудности с произнесением звуков, слов и построением предложений, как при моторной алалии.
      • Проблемы с пониманием обращенной речи, как при сенсорной алалии.
      • Нарушения в обеих функциях сильно влияют на общий процесс речевого развития, делая восстановление более сложным и длительным.

    Проявления экспрессивной алалии

    Симптомы экспрессивной алалии подразделяются на логопедические, психологические и неврологические аспекты.

    1. Неврологические проявления: Экспрессивная алалия связана с поражением зон головного мозга, отвечающих за управление речью и моторикой. У детей с этой формой наблюдаются трудности не только с речевыми функциями, но и с моторикой, что выражается в:
      • Нарушениях баланса и координации движений.
      • Проблемах с выполнением сложных движений, таких как перешагивание, прыжки, танцы, что может затруднять участие в активных играх.
      • Трудностях с мелкой моторикой, что отражается на развитии навыков письма и других точных движений, таких как застегивание пуговиц, сбор конструкций и лепка.
    2. Психологические симптомы: Экспрессивная алалия также сопровождается психологическими особенностями, влияющими на социальную адаптацию и поведение ребенка. Они могут проявляться в:
      • Перепадах настроения: Ребенок может переходить от гиперактивного состояния к заторможенности. Настроение может резко меняться, что затрудняет социальное взаимодействие.
      • Проблемах с памятью и вниманием: Ребенку сложно удерживать внимание на задачах длительное время, также наблюдается снижение объема кратковременной и долговременной памяти.
      • Сниженной работоспособности: Из-за быстрой утомляемости и трудностей с концентрацией ребенку требуется больше времени на выполнение простых задач.
    3. Логопедические проявления: Речевые нарушения выражены достаточно сильно:
      • Замедленное речевое развитие: Речь развивается значительно медленнее возрастной нормы, с сильным отставанием.
      • Искажение и пропуски звуков: Ребенок часто пропускает или меняет слоги, искажает слова, переставляет их части местами.
      • Упрощение речевых конструкций: Предложения ограничиваются 1-3 слогами, отсутствуют глаголы, а слова не изменяются по форме. В сложных случаях ребенок заменяет слова слогами или звукоподражаниями, часто используя жесты для поддержки речи.Алалия перепады настроения

    Для коррекции подобных нарушений логопеды проводят комплексные занятия, направленные на развитие артикуляции, моторики речевого аппарата и слухового восприятия. Упражнения включают развитие словарного запаса, грамматических навыков, а также синтаксической структуры предложений.

    Отличительные черты экспрессивной алалии:

    • Активная мимика и жестикуляция, которые компенсируют недостаток речи.
    • Ограниченный пассивный словарь, что затрудняет понимание сложных инструкций и многосоставных действий.
    • Быстрая утомляемость и выраженные изменения настроения.
    • Нарушения крупной и мелкой моторики, влияющие на физическую активность и точные движения.

    Симптомы сенсорной алалии

    Сенсорная алалия характеризуется нарушением восприятия речи при сохранной способности слышать звуки. Основные признаки:

    1. Нарушение восприятия речи:
      • Основной симптом – отсутствие понимания обращенной речи. Даже при сохранности слуха ребенок не воспринимает речь как смысловой поток.
      • В легких случаях ребенок может различать отдельные слова, но изменение интонации или порядка слов делает их непонятными.
      • В тяжелых случаях речь не воспринимается вовсе, и даже простейшие команды и инструкции не распознаются.
    2. Логопедические симптомы:
      • Ребенок активно использует набор звуков и слогов, иногда случайно вставляя слова, но делает это неосознанно.
      • Речь состоит из непонятных звуков, часто бессмысленных, которые могут казаться словами, но не имеют связи с ситуацией.
      • Возможно соединение нескольких слов в одно, но чаще всего это происходит неправильно, что затрудняет коммуникацию.
    3. Психологические проявления:
      • У ребенка с сенсорной алалией часто наблюдаются выраженные проблемы с интеллектуальным развитием.
      • Нарушение поведения проявляется в виде повышенной раздражительности, замкнутости или трудностей в социальных взаимодействиях.

    Отличительные черты сенсорной алалии:

    • Непонимание обращенной речи, несмотря на сохранный слух.
    • Неразборчивая, бессмысленная речь, состоящая из звуков и слогов.
    • Активная мимика и жестикуляция как способ выражения эмоций и попытки общения.
    • Неправильное словообразование или соединение нескольких слов в одно.

    Причины алалии

    Повреждение головного мозга, которое приводит к алалии, чаще всего происходит на ранних сроках беременности или в первые годы жизни ребенка, когда его речевые функции еще не сформированы. Среди факторов риска специалисты выделяют:

    • Патологии беременности: токсикоз, внутриутробные инфекции, гипоксия плода, нарушения кровообращения у матери, многоводие, обвитие пуповиной.
    • Родовые травмы: повреждения мозга при трудных или затяжных родах, кесаревом сечении, асфиксии новорожденного.
    • Недоношенность: особенно если ребенок родился с весом ниже нормы, что может повлиять на развитие мозга.
    • Тяжелые заболевания в раннем возрасте: такие как менингит, энцефалит, воспаления мозговых оболочек и инфекционные болезни.
    • Черепно-мозговые травмы: травмы головы в раннем возрасте могут нарушить работу речевых центров мозга.
    • Неблагоприятные социальные условия: стрессы, нехватка внимания со стороны родителей, эмоциональная и когнитивная депривация.

    Врачи подчеркивают, что развитие алалии не связано с каким-то одним фактором, а является результатом воздействия нескольких причин, в результате чего нарушается работа речевых центров мозга.

    Осложнения

    Без своевременной коррекции и логопедической помощи алалия может привести к серьезным осложнениям в речевом и психическом развитии ребенка. Возможные негативные последствия включают:

    • Отказ от использования речи: если ребенок не может адекватно выражать свои мысли через речь, он может постепенно отказаться от попыток говорить.
    • Заикание: напряжение в попытке сформировать правильную речь может привести к нарушениям ритма и темпа речи.
    • Проблемы с чтением и письмом: дети с моторной алалией часто сталкиваются с дислексией (нарушением чтения) и дисграфией (нарушением письма), что усложняет учебный процесс.

    Одним из самых серьезных осложнений является задержка интеллектуального развития. Без корректного вмешательства ребенок может испытывать трудности в обучении, социализации и интеграции в общество. Это ведет к снижению уровня общения с окружающими и формированию негативных личностных характеристик.

    Диагностика и лечение

    Диагностика алалии, МРТ

    Если у ребенка к 2-3 годам наблюдается значительное отставание в речевом развитии по сравнению с нормой, необходимо незамедлительно обратиться к специалистам, особенно к логопеду и неврологу. Чем раньше будет начата коррекция, тем выше шансы на успешное устранение речевых проблем.

    Для диагностики алалии используются следующие методы:

    • Электроэнцефалография (ЭЭГ) и магнитно-резонансная томография (МРТ) головного мозга для определения органических нарушений в речевых зонах.
    • Эхоэнцефалография (ЭхоЭГ) для оценки состояния структур головного мозга.
    • Оценка слуха: исключение нарушений слуха как причины задержки речевого развития.
    • Тесты интеллекта и когнитивных функций: для исключения сопутствующих или первичных когнитивных нарушений.

    Лечение алалии включает работу с междисциплинарной командой специалистов:

    • Логопед анализирует развитие речи, проверяет слухоречевую память и активный словарный запас, составляет программу коррекционных занятий.
    • Невролог назначает медикаментозное лечение для улучшения кровообращения и питания мозговых клеток.
    • Психолог работает над коррекцией поведенческих особенностей и социализацией ребенка.
    • Дефектолог помогает в разработке индивидуальной программы обучения и развития познавательных навыков.

    Заключение

    Ранняя диагностика и своевременное вмешательство играют ключевую роль в коррекции алалии. Чем раньше выявляется нарушение речи, тем легче провести коррекционные мероприятия и тем выше шансы на успешное развитие речевых навыков у ребенка. Систематическая работа с логопедом, а также участие родителей в коррекции способствуют не только улучшению речи, но и нормализации общего психоэмоционального состояния ребенка, его социальной адаптации и успешному обучению.