Готовимся к школе - как лучше подготовить дошкольника
В данной статье мы с Вами рассмотрим, что же это за услуга «Подготовки к школе», из чего состоит, как определить, нужна ли она вообще лично Вашему ребёнку. Пользуйтесь оглавлением, если нет времени прочитать статью полностью.
Оглавление
- Требования к дошкольникам. А готовы ли вы?
- Типичные проблемы в начальной школе
- Виды подготовки к школе и результаты
- «Развивашки» у дома: центры, клубы и т.п.
- Подготовительные курсы при школах
- Частные репетиторы
- Специализированные логопедические центры
- Почему логопед подготовит к школе лучше учителя
- Вопрос - ответ
- Примеры из практики
- Подготовка к школе в центрах сети «Сонор»
1. Требования к дошкольникам. А готовы ли вы?
Подготовка к школе, это не только приобретение рюкзака, тетрадок или школьной формы. К дошкольникам у школ существуют требования по знаниям, умениям и навыкам, чтобы избежать проблем в начальной школе. Вариант подготовки типа «Все должны мне и моему ребенку, а я ничего никому не должна» мы не рассматриваем. С такими капризами нужно обращаться к своим родителям или к психологу.
Начнём с того, что школы бывают разные: государственные, частные и даже музыкальные. В этом разделе я в первую очередь рассмотрю государственные общеобразовательные школы, т.к. они являются самыми распространёнными. В остальных случаях Вам лучше заранее узнать о требованиях школы, в которую Вы собрались отдать своего ребёнка.
С одной стороны, согласно Закону Российской Федерации «Об образовании», прием в первый класс государственных и муниципальных общеобразовательных учреждений запрещается осуществлять на конкурсной основе. Т.е. школа не имеет права отказать Вашему ребёнку из-за недостаточных знаний.
Каждый ребенок 6,5-8 лет (по заявлению родителей школа может принять ребенка и в более раннем или более позднем возрасте), который не имеет противопоказаний по здоровью (а при плохом развитии событий могут поставить диагноз «отставание в развитии» и тогда уже будет «светить» спецшкола), имеет право зачислиться в первый класс.
С другой стороны, причиной отказа может стать отсутствие в ней свободных мест. И Вы не сможете проверить, правда ли нет свободных мест или это Вас не принимают из - за наличия более подготовленных кандидатов. Дело в том, что если взять плохо подготовленного ребёнка, то он становится проблемой учителей и всей школы, потому что мотивация учителей зависит от успеваемости их учеников!
Запомните это хорошенько и подумайте, что учителю окажется ближе – миленькие глаза Вашего несоответствующего требованиям ребенка или его личная денежная премия? Неприятно, но правда.
Для особо недоверчивых конкретизирую:
А) С одной стороны, чем больше детей в школе, тем больше она получает финансирования от государства (оно идёт на каждого ребёнка, согласно разрешенной штатной численности), поэтому школы набивают «под завязку».
Б) С другой стороны, в четвертом классе все без исключения ученики школы сдают два вида проверочных работ: МЦКО (Московский Центр Качества Образования) и ВПР (Всероссийская Проверочная Работа), по результатам которых ученики не несут никакой ответственности. А вот учителям по результатам этих работ определяют профессиональную пригодность. Т.е. если дети плохо напишут эти работы - учителя попросят из школы на долгий срок, за профессиональную непригодность. Как лично Вам понравилась бы такая перспектива по отношению к себе? Вооот… И они не особо хотят терять работу.
Поэтому, когда в школе дефицит детей – набирают почти всех, кроме явно отстающих в развитии. А когда в школе дефицит мест – начинают выбирать самых подготовленных детей, а остальным – в другие, более слабые или отдалённые школы. И всем будет плевать, что вы прописаны в доме прямо за забором школы, мест нет, извините!
Теперь о том, что должен знать и уметь Ваш ребёнок, перед тем как прийти в школу. С 2011г. в РФ действуют ФГОС – Федеральные Государственные Образовательные Стандарты, в соответствии со статьей №7 «Закона об образовании». С официальным текстом стандартов Вы можете ознакомиться на сайте Минобрнауки России. Здесь же я даю Вам упрощенный список знаний и умений, которыми должен обладать кандидат на поступление в общеобразовательную школу. Можете сесть прямо сейчас и проверить, насколько Ваш ребёнок готов к школе. Для Вашего удобства таблицу можно распечатать или же просто проверять, читая по списку с экрана.
Итак, результатом подготовки к школе должны быть 32 (как зубов) навыка и умения (версия для печати):
Кандидат в школьники должен знать/уметь: |
Да/Нет |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Ну, а если он будет уметь читать и писать (по закону – это не обязательно), то в классе наверняка будет получать одни пятёрки!
2. Типичные проблемы в начальной школе
Считаю нужным рассказать и о проблемах, с которыми чаще всего встречаются первоклашки. Для ребёнка это целый новый мир со своими правилами, законами и отношениями. Поэтому не стоит думать, что всё «само собой» рассосется. Чем больше проблем Вы сможете предупредить заранее, тем легче будет адаптироваться в школе Вашему ребёнку.
Список проблем начиню с самых важных и далее по убыванию. Сразу после указания очередной проблемы буду озвучивать и варианты её решения.
2.1 Учитель
Это самый важный человек в начальной школе, и он может быть как лучшим помощником и другом Вашей кровиночки, так и палачом, который доводит до невроза, заикания.
Со своей стороны постарайтесь по максимуму узнать о будущем учителе от других родителей, дети которых учились у него. Лучше у нескольких, т.к. одна точка зрения часто бывает слишком субъективной. В моей практике было достаточно случаев, когда деспотичная учительница прямо-таки разукрашивала красной ручкой тетрадки учеников, унижая их перед всем классом. В таких случаях самый верный вариант – менять учителя или даже школу. Это не значит, что нужно так поступать после первой же двойки! Сначала нужно основательно разбираться, проверить знания своего ребенка у стороннего специалиста и уже тогда Вы сможете понять, объективен ли учитель по отношению к Вашему ребёнку или нет.
Если учитель адекватен, объясните, что:
А) все возникающие в школе проблемы (хочу пить, в туалет, съездить по лицу вон тому рыжему гному и т.п.) решаются только через учителя! Если ребёнок в таком возрасте будет чересчур самостоятелен в решении подобных проблем, может привести к тому, что решать их он будет совсем нецивилизованными способами.
Б) объясняйте, что учитель – это непререкаемый авторитет. Если Вы в домашней обстановке будете плохо отзываться об учителе или возмущаться её оценками – поверьте, все это Ваш ребёнок запомнит и своими словами обязательно передаст учителю под смех всего класса. Поэтому, даже услышав от ребёнка о несправедливой ситуации – успокойте, пообещайте разобраться. Потом пообщайтесь с учителем, выясните мнение «противоположной стороны», найдите приемлемое для всех решение (может это Ваше «золотце» натворило, а теперь врёт, чтобы не получить по заслугам).
В) никакого насилия в школе. Если кто-то применил силу к Вашему ребенку – разбирайтесь по горячим следам. Сейчас в большинстве школ установлены масса видеокамер, все всплывет очень быстро. А если он был инициатором – ждите гостей. Поэтому лучше сразу объяснить, что любые проблемы цивилизованные (образованные) люди должны решать путём переговоров, а если не помогает – идти к учителю.
2.2 Адаптация
В основном, является проблемой для детей, родители которых страдают «гиперопекой». Это не только когда в 5-6 лет: «Димочка хочет писать, сейчас подержу тебе, а то сам не сможешь…». Попытайтесь взглянуть на свои отношения с ребёнком отстранённо и задайте себе несколько вопросов.
А) Насколько Ваш ребёнок самостоятелен? Может ли он обслужить себя (сходить в туалет по любой нужде без Вашего участия), завязать шнурки, одеться и раздеться? Не потеряет ли он половину одежды во время этого процесса? Здесь неплохо помогают различные кружки с раздевалками и даже обычный детский сад, где дети смотрят друг на друга и хотят подражать самым самостоятельным. Ваше дело – не мешать и не лезть лишний раз со своим: «Давай шарфик поправлю». В перспективе это только навредит.
Б) Свободно ли ребёнок идет на контакт в саду или на детской площадке (там, где Вы его видите)? Если он замкнут и пуглив – ему будет сложно не только в школе, но и в жизни. Помогите ему проявить себя! Увидели на площадке потенциальную подружку/друга, предложите своему подойти, познакомиться, поиграть вместе. Достаточно нескольких раз, чтобы в дальнейшем этап знакомства с новыми людьми не вызывал у Вашего ребёнка никакого страха. А в классе таких «новых» людей поначалу будет несколько десятков.
В) Когда вы находитесь в незнакомых местах, например в торговом центре или поликлинике, он держит Вас за руку все время или наоборот пытается исследовать новые территории? Если за руку – это верный признак его страха или Вашей чрезмерной опеки. Есть свободное время – пусть побегает, посмотрит, что и как, а потом вернётся с новыми знаниями и впечатлениями! Конечно же, бегает только в поле вашего зрения, не дальше!
2.3 Взаимоотношения со сверстниками
Дети жестоки, потому что они искренни. Они редко умеют скрывать или контролировать свои эмоции, поэтому если любят, то без остатка, а если ненавидят – то кривятся изо всех сил, сжимая кулачки. Объясняйте ребёнку, что не все сверстники «белые и пушистые», причины их поступков. Учите, как поступить в той или иной ситуации, если рядом нет взрослых.
Особенно в первые месяцы, старайтесь ежедневно интересоваться новостями из школы, чтобы ребёнок точно знал, что он будет услышан и его проблемы будут решены. Вы – всё, что у него есть, помните об этом всегда!
2.4 Мотивация
Неправильно «платить за оценки» конфетами, подарками, рублями или ремнём. Все три поощрительных варианта развращают, портят зубы и прививают понятия, что бесплатно в этом мире ничего делать не нужно. Далее ребёнок и воды Вам не нальет без такого поощрения. А насилие – прямой путь к тому, что ребёнок будет ненавидеть Вас, мечтать вырасти и отомстить по полной. Ну или не вам будет мстить, а беззащитным жертвам: животным или людям.
Ребёнку некуда идти, родители для него – единственные на этом свете, а он беззащитен. Это просто чудовищно несправедливо применять силу к собственному, беззащитному и слабому ребёнку. Да, иногда не хватает ни слов, ни терпения, но всегда помните – насилие над слабыми делает Вас животным и калечит психику Вашего ребёнка, делая его злым, жестоким, мстительным.
При этом дети живут одним днём, здесь и сейчас. Им крайне трудно представить, что хорошо учиться и стараться надо сейчас, чтобы потом, через столько лет, сколько бы он и ни жил, получить какое-то профессиональное или высшее образование, высокооплачиваемую работу и прочие «прелести жизни». Для него это далёкая сказка, но нудные уроки делать нужно прямо сейчас, а не играться во что-нибудь, по его мнению, полезное. Для своих детей (у меня их трое, старший окончил школу в 2023г., младшие (двойня), перешли в 4й класс начальной школы) я создала простую, но очень эффективную мотивацию, которой делюсь и с Вами.
А. Никаких личных смартфонов, планшетов, компьютеров и тому подобных гаджетов. Ребёнок не умеет правильно расставлять приоритеты, поэтому перед выбором «играть или делать домашнее задание» и на секунду не станет задумываться. Это, уже не говоря о том, что на перемене в третьем, к счастью, параллельном, классе нашей школы одноклассник увлеченно демонстрировал своим друзьям видеоматериалы непристойного характера на своём смартфоне в далёком 2014 году. Если не поняли, перечитайте предыдущее предложение еще раз и подумайте, желаете ли Вы подобного «образования» для своего ребёнка! Хотите вырастить самодовольного, подслеповатого и не очень умного эгоиста с широкими познаниями запрещенки – дарите смартфон сразу в 1 - м классе и безлимитный интернет!
Мой старший до 17 лет ходил с кнопочным телефоном. Он всё равно дорывался до запретного контента, но из-за ограничений доступа по времени не заваливал учёбу и окончил школу без троек, сдав ЕГЭ на две «пятерки» и четверку. А вот дочь сослуживца моего мужа едва не стала убеждённой лесбиянкой в 14 лет (короткая стрижка, пирсинг, тату и прочее), пока случайно не проверили её социальные сети, срочно все ограничив. Четверо детей у моих подруг были отчислены из институтов, т.к. вместо учёбы днями и ночами сидели за компьютерными играми! Список подобных примеров можно продолжать очень долго и с красочными подробностями.
Б. Никаких безграничных «мультфильмов» или прочих «видосов». Строго ограниченно и только после того, как сделаны ВСЕ уроки и выполнят все мои поручения по дому (это на Ваше усмотрение; дети должны уметь самостоятельно поддерживать порядок в своих вещах, а еще лучше – помогать взрослым: убирать в доме, готовить еду, мыть посуду, гулять с собакой и т.п.). Если у них не будет обязанностей в детстве, они ничего не будут делать и во взрослом возрасте – привычка работать не сформирована!
В. На выходных каждую субботу и воскресенье (а по государственным праздникам – в двойном размере) я разрешаю им (своим двойняшкам) компьютерные игры (без насилия и чернухи) по 15 минут. Но за каждую полученную на неделе «5ку» добавляю одну минуту. Если получают «3ку» – минус одна минута. Если «2ку» – наказание на все выходные: ни игр, ни видео. Знаете сколько мои «охотники» максимально зарабатывали пятёрок за одну неделю? 17 штук на одного (дочка; у сына максимум было 15 «пятёрок»)!
Эта мотивация должна быть простой, понятной, постоянной. Если забываете соблюдать любые собственные правила – дети забудут их еще быстрее.
3 Виды подготовки к школе и результаты
Итак, мы с Вами уже определились, что подготовка к школе нужна подавляющему большинству детей. Где же её пройти? Как выбрать? На что обратить внимание, чтобы не ошибиться, ведь в случае ошибки «запасного года» уже не будет?!
Сразу отметаем варианты, что Вам сам собой попадётся самый лучший в стране специалист по подготовке к школе: ответственный, даже ни спать, ни есть не может, как хочет Вам помочь; которому Ваш ребёнок будет дороже себя и всех на свете. Вы лично на работу за зарплатой ходите, а не за «идеей компании», верно? Вот и специалисты в других отраслях с полной самоотдачей за идею, а не за зарплату, встречаются чуть чаще единорогов, а остальные работают по правилам той системы, в которую попадают. Какие у организации правила – такими и будут большинство её специалистов. Именно про эти варианты правил я Вам и расскажу. Расположила их специально по возрастанию качества подготовки (сначала самые плохие варианты, дальше – лучше).
Для подготовки детей к школе существует целый ряд платных услуг:
3.1 «Развивашки» у дома: центры, клубы и т.д.
Часто на первых этажах зданий, особенно в новостройках, плодятся разные «развивашки». У меня десятки кандидатов на логопеда ежемесячно приходят после работы в таких центрах и подробно рассказывают, почему оттуда ушли. Внутренняя кухня там особенно «вкусная», т.к. руководитель, чаще всего, заточена именно на деньги, результата никто не проверяет, чем больше видов занятий (лепка, рисование, танцы, ментальная арифметика, логоритмика, вокал и т.п.), тем больше можно «окучить» клиентов и больше заработать. А проводят эти занятия часто одни и те же люди. Отбирает «специалистов узкого профиля и широкой направленности» владелец заведения, который часто тоже к педагогике никакого отношения вообще не имеет. Но, как всегда, буду объективной. И здесь есть свои плюсы, как и минусы.
Плюсы:
- близко. В «шаговой доступности» можно найти даже несколько подобных центров и почти в каждом будет услуга «подготовки к школе».
- дешево. Практически все они предлагают групповые занятия и относительно небольшую цену (чаще всего абонемент на месяц или с оплатой полного курса). О нюансах групповых занятий смотрите в данной статье ниже (раздел «Курсы при школах») или просто представьте, как прекрасна была бы лично для Вас групповая хирургическая операция в любой пропорции: один врач ко многим пациентам или много врачей к одной.
- социализация. Если Ваш ребёнок не ходил в детский сад – будет реально полезно, т.к. здесь он получит понятия об «уроке» и «учителе». Общение со сверстниками можно получить и играя во дворе на детской площадке.
Минусы:
- занятия в группе. Усвоил, не усвоил – программа прочитана, деньги освоены, а вы - свободны. А на каком уровне был ребёнок в начале занятий, какие у него были пробелы в знаниях, что нужно было подтянуть – это при групповых занятиях не интересно. План общий, значит и ребенок должен быть «стандартный», не отстающий и не выдающийся.
- качество. Кто отбирал Вашего преподавателя? Кто его контролирует? О каком качестве можно говорить даже при отличном учителе, но групповых занятиях? Я видела в учебных планах таких центров: киргизский язык, сокопаузы, песни, формирование самостоятельности, ритмику, рисование и т.п. Теперь Вам лучше понятно, насколько это все полезно для подготовки к школе? Если нет – читайте раздел о том, какие есть требования к ученикам у общеобразовательной школы в России. Подсказка: ни рисования, ни музыки, ни киргизского языка там нет.
- общий график. Т.к. занятия групповые, то и проводиться они будут несколько раз в неделю, строго в определённое таким центром время. А Вам нужно будет подстраиваться под это время.
Вывод: хотите «дешево и сердито» отчитаться перед родными и учителями для галочки, что «я ребёнка на подготовку к школе отдавала, чего вам еще от меня надо?!», тогда «развивашка у дома» - Ваш вариант. Близко, дешево и польза есть. В любом случае это лучше, чем вообще ничего, но хуже всех остальных вариантов (кроме «ничего не делать», конечно).
3.2 Подготовительные курсы при школах
В основном такие курсы полезны тем, что Вашего ребенка гарантируют взять именно в эту школу. Поэтому, если в прошлые годы школа пользовалась особой популярностью и попасть в неё непросто – стоит рассмотреть такой вариант подготовки в том случае, когда они дают «бронь» на место в этой школе. В остальном такие курсы помогут социализации ребёнка (т.к. занятия проходят в группах и уже больше похожи именно на школьные уроки, а не на занятия в детском саду), подтянут его в русском языке (чтение, письмо) и математике.
Плюсы:
- гарантия принятия в школу. Часто это является самым сильным аргументом для покупки подобных курсов.
- Специалисты. Плюсом подготовительных курсов при школе является гарантия того, что их будут проводить специалисты с педагогическим образованием и опытом работы в школе (часто проводят их те же самые учителя младших классов). Это в меньшей мере касается частных школ, т.к. там ограниченный бюджет и подготовкой к школе могут заниматься «те, кто под рукой оказался», например педагоги по музыке или ритмике и т.п. Поэтому обязательно поинтересуйтесь, кто будет педагогом, какие предметы и как долго она учительствует в этой школе.
- дешево. Такие курсы только групповые, т.е. педагога для своих детей Вы «покупаете в складчину» вместе с другими родителями.
- социализация. И общение со сверстниками, и уроки в самой настоящей школе, за партой в классе. По крайней мере это здорово поможет не испугаться незнакомой обстановки на первых порах. Для некоторых «домашних» детей это существенная проблема, они долго привыкают к новым людям и новой обстановке.
Минусы:
- график. Чаще всего курсы такие проходят вечерами (после 17.00 или позже), т.к. учителя до этого времени заняты. И самое неприятное – Вы никак не сможете выбирать удобный график, а только ходить в том графике, который Вам предложит школа.
- длительность. Из-за группового подхода (такие занятия при школах только групповые) учитель не может уделять должное внимание каждому ребёнку. Он «читает программу». Кто-то из детей все «схватит на лету», кому-то нужно объяснить несколько раз, а кто-то и говорить-то толком до сих пор не умеет. Отсюда стандартная длительность курса определяется программой, а не достигнутым результатом. Результата Ваш ребёнок может так и не достигнуть. Позиция школы по данному вопросу такова: программу прослушали – свободны.
– бесконтрольность. Опять из-за «группового подхода». В лучшем случае, учитель будет отмечать в тетради, что ребёнок не усвоил какой-то очередной этап и передавать эту проблему Вам, родителям. Никаких «выпускных экзаменов» или тестов нет. Прослушали – и ладно. Не получилось что-то – проблемы родителей. А если и есть некий тест – никто «переучивать» или повторять пройденные темы с Вашим ребёнком не будет. Сидите и повторяйте сами.
– деньги и время потрачены, результат не гарантирован. Каждый из нас чётко понимает разницу между понятиями «прослушать» и «научиться». На таких занятиях ребёнок точно только прослушает. А научится ли? Совсем не факт.
Вывод: если в эту школу действительно трудно попасть и она даёт гарантии зачисления ребёнка в случае покупки курса подготовки к школе – тогда такой вариант точно нужно рассматривать. При этом не стоит думать, что Ваш ребёнок получит должную подготовку к школе, лучше рассмотреть запасной вариант подготовки. Если в школе есть свободные места – не тратьте свои время и деньги зря.
3.3 Частные репетиторы
Тут уж как повезет. Сначала задайте себе вопрос: «Вы можете определить и выбрать лучшего автослесаря?». Если Вы сами себе ответили «да» - то не сомневайтесь ни минуты. Выбирайте репетитора и пробуйте. Все-таки хоть какой-то выбор иногда лучше, чем вообще никакого.
Если же Ваш ответ на данный вопрос звучит примерно так: «Лучшего специалиста в какой-то области может выбрать только такой же специалист в этой области» - тогда у Вас есть и понимание того факта, что если Вы лично не обладаете высшим педагогическим образованием, то и выбрать хорошего педагога у Вас шансов практически нет, как бы «просто» это не казалось на первый взгляд.
Моя соседка (педагог по ритмике) в качестве репетитора по математике для дочки выбрала выпускника техническго ВУЗа! Ей сложно понять, что недостаточно обладать знанием какого-либо предмета для педагогической деятельности по нему. Считать и читать мы с Вами и сами умеем. А вот преподнести это знание так, чтобы оно стало понятным и усвоилось, проверить, насколько хорошо оно усвоилось, построить домик из знаний, последовательно от первых кирпичиков в фундаменте до шпиля – вот искусство педагога, которому учат 5 лет в ВУЗе. Называется это «методика преподавания», это ОСНОВА правильной педагогической деятельности. Поэтому Вы можете выбирать репетитора по цене, внешности (фотографии все очень любим, да?), удобству графика, близости и т.п. Но насколько он хороший педагог – определит только другой хороший педагог. И никакие регалии (грамоты, категории, опыт работы и даже ученые степени) тут Вам в выборе, к сожалению, не помогут, т.к. все это легко покупается в наши дни.
Поэтому этот вариант для родителей, которые верят в единорогов и что весь мир вокруг прекрасен, а любой их выбор – всегда правильный.
Если же Вы или кто-либо из близких/знакомых является педагогом с большим стажем работы по специальности и поможет подобрать репетитора – вариант вполне себе дельный и имеет так же свои плюсы и минусы.
Плюсы:
- удобство (график, в основном, можно подстраивать под Ваши интересы), некоторые репетиторы ходят по домам, т.е. и ходить никуда не потребуется.
- индивидуальный подход. Все внимание репетитора будет посвящено только Вашему ребёнку.
- качество. Если у Вас будет хороший репетитор, то, с большой долей вероятности, он сможет качественно подготовить ребёнка к школе: проверит его начальные знания, построит индивидуальную образовательную программу, восполнит пробелы в знаниях и проверит, насколько они закрепились.
Минусы:
- качество. Да, качества не будет, если не подберете качественного специалиста. Выберете наобум по цене и фото – будут петь песенки, играть, хлопать в ладоши и т.д. А качества не будет. У меня сотни историй от родителей наших учеников про «классных педагогов», которые «почему-то результата не дали». Приходил к нам как-то кандидат на должность АХО, хвалился, что он «крепкий троешник» и рассказал о внуке, который 8 месяцев пытался поставить звук «Р» у их хорошей знакомой, логопеда. Она такая классная, нашла подход к ребёнку, 8 месяцев он с радостью ходил на занятия. А когда мы, за чаем, спросили, когда же будет результат – она ответила, что в случае моего внука «поставить звук «Р» невозможно». Мы и успокоились. Тогда я сказала этому кандидату:
- «А знаете скольким из наших многих тысяч учеников мы так же сказали, что поставить звук «Р» невозможно?»
- Скольким?
- Ни одному. А знаете, почему ваша знакомая логопед, нашедшая поход к ребёнку, душевнейший человек и друг семьи, вам так сказала?
- Почему?
- Потому что она тоже «крепкий троешник»!
- речь ребёнка и ошибки по русскому языку. Если найденный Вами педагог не будет логопедом, то не решит проблемы с речью, что гарантированно повлечет за собой ошибки в письме и чтении. Диктанты, сочинения, чтение вслух – все будет радовать класс приколами, а вас – низкими оценками.
- дорого. Всё, что индивидуально, то и дороже, чем «групповое». А если еще и с приездом на дом – цена хорошего специалиста будет измеряться тысячами рублей за каждый приезд и может в несколько раз превышать цену иных видов подготовки к школе. Хотя можно найти студентку или «гостью из ближнего зарубежья с «леГ’ким Г’оворком», которая вам «за копейку канарейку, чтобы пела и не ела» обойдется.
- синдром «холодильника». Касается только занятий с репетитором на дому, если будете заниматься у репетитора или на нейтральной территории, то данный пункт Вашего ребёнка не коснётся. Дома ребёнок менее настроен на занятия, чем на иной территории просто потому, что здесь все своё (игрушки, диваны, укромные места и т.д.). Поэтому нередки капризы, рассеянность, невнимательность, враньё (голова болит, я не могу, не хочу и т.д.), хочу есть/спать/в туалет и т.д. Именно поэтому в наших центрах нет никаких занятий на дому. Никто в школе не будет прислушиваться к капризам Вашего чада, приучайте его к слову «надо»! И подумайте на досуге, почему миллионы людей работают в офисе, а не дома… Да-да, именно по причине этого самого синдрома…
Вывод: если у Вас есть финансовая возможность платить в разы больше за индивидуальность, знакомый/родственник практикующий логопед (чтобы подобрал репетитора) с большим опытом и занятия будут проходить не у Вас дома – вполне хороший вариант, большинство из минусов которого Вас не коснутся.
3.4 Специализированные логопедические центры
Причем тут логопеды, казалось бы? А при том, что половина подготовки к школе, это чтение и письмо (два отдельных предмета с 1го по последний класс школы!). А ребёнок, у которого не поставлена правильно устная речь и читать будет, коверкая слова и вызывая насмешки, и писать будет, наверняка, с ошибками. Поэтому в наших центрах мы никогда не начинаем подготовку к школе, пока не поставим все звуки, даже если родители очень просят (параллельно хотя бы и т.п.). Нельзя параллельно делать стены дома, у которого фундамент не готов. Нельзя картошку чистить, параллельно с варкой её же в супе, ошпаритесь.
Среди логопедов так же есть частные репетиторы, «развивашки» и т.п. Подробнее про выбор логопеда так же можете посмотреть в отдельной статье: «Как найти хорошего логопеда». Если кратко – искать лучше всего сети специализированных логопедических центров с большой историей и большим количеством филиалов (хотя бы больше 5. Максимальное количество собственных филиалов таких сетей не превышает 20 центров, остальное или «липа» или «франшиза», что в разы ухудшает качество обучения). Потому что в одиночных центрах чаще всего все держится на одном руководителе, нет системного подхода к работе. Хорош этот руководитель как специалист или нет? Как он проверяет своих сотрудников при приёме на работу? Проверяет ли вообще работу логопедов с детьми? Все это очень серьезные вопросы от ответов на которые будет зависеть и тот результат, который Вы получите за свои деньги.
Но и сетевая структура не даёт 100% гарантии, т.к. многие просто «стригут бабло», работая в сдельщину с логопедами (50/50 или в другой пропорции), а клиентам рассказывают о «высоких стандартах качества». Встречала и таких несколько. Заходишь к ним на сайт, открываешь договор с логопедом и читаешь там: «Мы не отвечаем за действия логопеда во время урока с клиентом..». Но многие ли из родителей копали так глубоко? Вы лично пробовали так глубоко копать или только «отзывы» смотрели, которые пачками покупают с любым знаком «+» или «-» (для конкурентов)?
Есть даже такая сетевая структура, которая рисует сотни (!!! Чего?) своих филиалов только в Москве. Правда приходишь по любому адресу – а там вывеска другая. Почему? А потому что они и с логопедами в сдельщину работают и с «развивашками у дома» почасовую аренду берут. Итого, собирают с Вашего ребёнка почасовую аренду ближайшего кабинета и аренду логопеда, за что получают свой % и вещают об «уникальном качестве занятий!». Стоит ли таким доверять? Решайте сами!
Плюсы:
- качественно. Логопед не только подготовит к школе, но и поставит речь. Такой вариант даст Вашему ребёнку максимально качественную подготовку к школе.
- выбирайте только индивидуальные занятия. На них Вы получите результат во столько раз лучше, сколько учеников будет на групповом занятии. Например, групповое стоит 500 руб. и там 5 учеников. Итого, вы получите одну пятую внимания логопеда. А по-честному такое занятие обошлось бы вам в 2500 руб.
Представьте, что у Вас была бы проблема, например стрижку сделать. А вам только чёлку подравняли, но зато дешевле. И ходить все равно пришлось бы пять раз для получения результата или же оставить какие-то космы нетронутыми цивилизацией. Согласились бы?
- подход. Индивидуальный график занятий для Вас (в рамках разумного, конечно, т.к. у разных центров разная занятость и возможности). Индивидуальная программа развития для Вашего ребёнка. Обычно в таких центрах все начинается с диагностики, на которой выявляют все пробелы и проблемы в речи и знаниях. Далее создается индивидуальный план коррекции, по каждому этапу которого проводятся занятия, проверяется закрепление и усвоение звуков, знаний, навыков. И только потом идёт переход к следующему этапу. Это позволит учитывать индивидуальные особенности Вашего ребёнка, чего не будет никогда на групповых занятиях: если какую-то тему он освоил быстро, то можно будет быстро перейти к следующей теме, если у него возникли трудности – решаем, пока не добьемся успеха.
- системность. Вы не будете зависеть от конкретного логопеда, т.к. все нормативы работы, методические материалы и методы чётко прописаны. В случае смены центра, смены логопеда или перерыва в занятиях ребёнок не «откатится к началу», а продолжит заниматься по единой, составленной специально для него программе.
Минусы:
- дорого. Все индивидуальное – дороже, чем групповое.
- социализация в плане общения с другими детьми отсутствует. Её можно получить и на детской площадке, но все же считаю необходимым быть объективной.
- удобство. Не факт, что филиал такой сети центров окажется близко к Вашему дому, придется ходить/ездить к ним, если хотите получить те плюсы, о которых я написала выше.
- сроки. Сроки будут тоже индивидуальными, исходя из успехов Вашего ребёнка и лично Вашего участия (домашние задания). Никакой гарантии, что «через три месяца все будет готово!»; если увидите нечто подобное (гарантии чего-то за какой-то срок в логопедии) – бегите, это точно шарлатаны. Все зависит от проблем, которые будут обнаружены на диагностике, успешности освоения материала, особенностей ребёнка, регулярности и частоты посещений, выполнения домашних заданий и т.д. У нас каждое лето приходят несколько десятков «ждунов»,
которые надеялись, что все проблемы сами рассосутся к школе. Такие занимаются летом ежедневно, а иногда и по два занятия в день, чтобы наверстать упущенное время. И все равно многие к сентябрю не успевают, продолжая заниматься и у нас, и учиться в школе.
В итоге
Все здесь взрослые люди и каждый должен принимать решение, исходя из собственных соображений. А потом и нести ответственность за принятые нами решения. Если у вас будут виноваты обстоятельства, плохие педагоги, балбес ребёнок, супруг(а) был против и прочие – значит Вы выросли, но так и не научились брать на себя ответственность. А именно это и есть признак любого взрослого человека. Моя задача – дать Вам объективную картину реальности по вопросу подготовки к школе. Прочитать эту статью до конца, взвесить все «плюсы» и «минусы» и принять решение по Вашему ребёнку – это Ваша личная ответственность за будущие результаты. В жизни нет возможности «сохраниться» и «отмотать зря упущенное время назад».
4 Почему логопед подготовит к школе лучше учителя
Повторюсь, что необходимыми для дошкольника знаниями обладают практически все родители! Так зачем же вообще нужны какие-то учителя для подготовки, если можно самой сесть и рассказать: это свинка, это поросёнок и т.д.? Или видео какое-нибудь «хорошее» включить, на канал там подписаться? Все равно ведь это проще, чем какая-то «подготовка к школе», за которую еще и денег придется платить!
Если Вы согласны с этими утверждениями - подтверждаю, что они верны. Смело приступайте к реализации, если у Вашего ребенка есть более двух лет до поступления в школу. «Жлобство» и «авось» – живут среди нас всегда.
Знаю одну маму, которая хвасталась оправой очков за 30 тыс. руб. и тут же жаловалась, что кружок «дзюдо» пришлось исключить, т.к. это «целых 1500 руб. в месяц» (2014 год). Для некоторых родителей в порядке вещей для себя, любимых, тратить круглые суммы на вещи, красоту, отдых за границей и в ресторанах, а дети – «сами собой; я же ведь как-то выросла!». Переубеждать и даже задерживать таких родителей смысла не вижу, идите заниматься собой!
Остальным объясняю: для обучения других недостаточно обладать знаниями, нужно уметь их передавать. Называется это «методика преподавания», учат этому 5 лет в высших учебных заведениях и нигде больше! И передавать знания НЕЛЬЗЯ одинаковым фильмом, книжкой или учебной программой для всех – дети, изначально обладающие разным уровнем знаний, что-то усвоят, что-то пропустят мимо ушей, а что-то не поймут в принципе. Поэтому в школе и есть обученные в ВУЗах педагоги, которые хотя бы увиденное кому-то объяснят, а для кого-то подадут сигнал родителям, чтобы они ребёнку еще раз объяснили пройденную тему. Для любителей всему учиться в соц.сетях (лечению, диетам, обучаться и т.д.) – или задумайтесь над моими словами или продолжайте, как белка в колесе, колесить по просторам интернета. У ваших детей же есть пара запасных жизней на «все попробовать», верно?
Наиболее эффективным способом передачи знаний является индивидуальный подход педагога к ребёнку, когда сначала проверяются (диагностируются) текущие знания ребёнка, потом составляется индивидуальная программа обучения, которая включает в себя только то, чего Ваш ребёнок еще не знает, а потом по ней скрупулёзно, с проверками каждого пройденного этапа, строится «домик знаний». Итак, очевидно, что педагог для получения знаний в 99% случаев нужен. Иначе зачем вам вообще в школу идти? Смотрите обучающие видео и сидите дома!
А теперь внимательней посмотрим на требования от школы к дошкольнику. Их можно разделить на три больших раздела:
- Математика (основные геометрические фигуры, счет до 10, сложение, вычитание и т.д.);
- Русский язык (пересказ, составление рассказов по картинке, сказки, гласные/согласные и т.д.);
- Окружающий мир.
Итого одну треть занимает русский язык и литература, они будут до самого окончания школы! Речь должна быть правильной и чистой. Давайте же подумаем, какие педагоги занимаются каждым из разделов и могут ли они заменять друг друга. Педагог по каждому из разделов обладает знанием методики преподавания (это последовательность, с которой знания «нанизываются» одно на другое, что обеспечивает устойчивое запоминание и взаимосвязь логических цепочек). При этом математику не так сложно изучить программу по окружающему миру для первого класса, как и наоборот. Но, ни первый, ни второй педагог не смогут научить Вашего ребенка правильной речи. Они могут научить пересказу и прочему, но не правильной речи, т.к. этим занимаются только одни выпускники педагогических ВУЗов – логопеды.
А без правильной речи не будет ни правильного чтения, ни правильного письма. Это я не вспоминаю про насмешки и кривляния одноклассников. Поэтому логопед – самый оптимальный педагог для подготовки к школе. Но с оговоркой – он должен обладать знаниями о программе 1го класса по русскому, математике и окружающему миру. Т.к. такие логопеды встречаются в мире, мягко говоря, редко, в наших логопедических центрах «Сонор» несколько лет мы не оказывали услугу «подготовки к школе», т.к. я никогда не позволю себе «продавать воздух». И только после того, как я составила отдельные диагностику, программы, список методических материалов по которым логопеды могут работать с дошкольниками – у нас появилась и такая услуга. Но её мы оказываем только после постановки всех звуков в речи, иначе проблем потом будет по русскому языку – лопатой не разгрести.
5. Вопрос - ответ
В данном разделе для «торопыг» размещаю самые часто задаваемые вопросы и ответы на них. И все же хочется Вам, напомнить, что знания запоминаются и усваиваются тогда, когда они связаны логическими цепочками и личными выводами из размышлений. Когда вы получаете знание без «доказательной базы» (логической цепочки и как итог – само знание) – оно не будет иметь ценности в «глазах вашего мозга» и быстро забудется.
- Сколько стоит подготовка к школе?
Бесплатно, платно, по-разному. Зависит от того, что считать подготовкой к школе, просмотр видео в социальной сети, чтение лекций при школе или индивидуальные/групповые занятия с логопедом. В центрах «Сонор» индивидуальные занятия с логопедом по подготовке к школе стоят так же, сколько и обычные занятия с логопедом: от 1000руб. до 1500руб. в зависимости от времени посещения.
- Как долго нужно заниматься?
Долго. Если купите групповые занятия – там, обычно, чёткий курс на определённое количество занятий от 2 - х месяцев до 6 - ти. Усвоит ребёнок программу или нет – ваши проблемы, «уплочено, проглочено». Если индивидуально, то там можно и за месяц справиться, а можно и пару лет заниматься, все зависит от того, какие проблемы обнаружатся на диагностике, как быстро будет усваивать знания, сколько раз в неделю будет заниматься, будет домашние задания всегда выполнять или кое-как и т.д.
- Когда начинать заниматься?
Во-первых, не ранее, чем будет полностью исправлено звукопроизношение; во - вторых – не ранее 4 - х лет. Приблизительно в 4-5 лет ребёнок уже готов к занятиям «школьного типа», с минимумом игровых элементов занятия. Даже если Ваш ребёнок освоит программу подготовки к школе к 5-ти годам (что очень непросто) дополнительно можно освоить чтение и письмо, что позволит ему с высокой долей вероятности учиться на отлично в будущем.
- Как проверить готовность к школе?
Прочитайте в этой статье раздел №1, где указаны требования ФГОС к дошкольникам. Там 32 пункта, можете использовать их как тест или викторину для Вашего ребёнка. Тогда и поймёте, насколько он готов к школе по знаниям.
- А если не готовиться к школе?
Вам не имеют права отказать в приеме на основании плохих знаний Вашего ребёнка по закону. Но есть нюанс. Могут определить на комиссию ПМПК, где поставят диагноз о задержке в развитии, например. А это спецшкола, а не общеобразовательная. Или просто скажут, что мест нет, это они имеют право делать. Школе выгоднее брать в первую очередь самых умных детей, если мест на всех не хватает. Поэтому лучше подготовиться, чтобы не было мучительно больно за бесцельно прожитые годы.
- Подготовка к школе онлайн эффективна?
Да, но значительно хуже, чем очная. Потому что нет контакта с ребёнком, нельзя взять его руку и помочь, например, нарисовать круг или еще что-то. Если бы у меня был выбор: хороший логопед в часе езды или онлайн (дешевле и не выходя из дома), я, не сомневаясь, выбрала бы очные занятия. Да, это кажется дороже и дольше ездить. Но и результат будете получать тоже дольше, т.е. платить дольше, тратить больше своего же времени. Поэтому онлайн занятия я рекомендую только в тех случаях, когда подходящего логопедического центра рядом нет или вы временно уехали (отпуск, дача и т.п.), чтобы не прерывать занятия (а это очень важно!).
- Единая программа или задания по подготовке к школе существуют?
Нет. Есть единые требования по ФГОС. Как эти знания и умения дать ребёнку – каждый решает сам. По-хорошему, нужно сначала продиагностировать ребёнка, чтобы выявить пробелы в знаниях (у всех они разные), а далее составить индивидуальную программу и по ней работать, проверяя усвоение каждого этапа.
6. Примеры из практики
1. Пример первый. Новаторы, веганы
Павел. Мама новатор, убеждённый веган, настроена ко всему государственному «в этой стране» (власти, образованию, медицине) крайне скептически. Увезла Диму на ПМЖ в Австралию, где кормила исключительно растительной пищей.
Приведу для ей подобных всего два примера:
А. Желудок, как вам скажет любой врач, предназначен для переваривания именно мяса. А растительная пища переваривается в тонком кишечнике. Для особо придирчивых поясню, я знаю, что переваривание пищи начинается еще в ротовой полости, вместе со слюной и прочие подробности. Статья в первую очередь для широкой массы людей, не являющихся докторами, поэтому речь идет об основных этапах переваривания, которые продолжаются практически на всем протяжении желудочно-кишечного тракта. Поэтому, когда веганы после долгого перерыва пробуют мясо и получают рвотные рефлексы, это не они стали «зелёными эльфами», это их желудок атрофировался и разучился переваривать мясо.
Б) У травоядных животных нет клыков. Клыки нужны чтобы рвать мясо. Подойдите, зелёненькие мои, к зеркалу и посчитайте (от центра) вправо или влево свои зубы. На третьем зубе остановитесь внимательней и спросите себя, зачем вам, травоядным, клыки…
Это небольшое отступление о культуре «вегетарианства» не относится к развитию речи, но напрямую влияет на здоровье человека. Павлу повезло, что его бабушка была педиатром. Она потребовала прислать ей анализ крови и увидела, что у мальчика катастрофически низкий уровень гемоглобина в результате таких экспериментов. Она, угрожая судом, заставила маму вернуть Павла в Россию, стала кормить его мясом и, по сути, спасла мальчика.
Т.к. мама не доверяла государственной системе образования, то в первый класс отдала Павла в частную школу, которая позиционирует себя, как «единение с природой», «не нужно напрягать детей» и т.п. И там он «окончил» первый класс. По словам бабушки: «Как не приду за ним – он в коридоре. Спросила у учителя, почему так. А та мне и ответила, мол учится не хочет, она его отпускает гулять в коридор…». Вот такая вот частная школа. Передовая, продвинутая, с природой…
На диагностике я сказала бабушке, что уровень развития ребёнка на 4,5-5 лет. А ему уже 8. Это чудовищно для ребёнка без физических отклонений в развитии. Я ей сказала: «Вы угробите ребёнка, он не сдаст ни ОГЭ, ни ЕГЭ!». Слава Богу, что у ребёнка была такая адекватная бабушка, которая понимала, чем чреваты «новаторские» эксперименты своей дочки с внуком. Они почти 6 месяцев подряд ходили к нам ежедневно на сдвоенные занятия (два подряд). За это время мы прошли все звуки до звука «Р»/«Рь» (мама отказалась подрезать уздечку, а без этого звук поставить безболезненно нельзя), прошли всю пропедевтику (подготовительный этап) подготовки к школе и даже прошли всю программу первого класса. Во второй класс он пошел в государственную общеобразовательную школу в г.Москве, хотя и здесь мне пришлось чуток помочь своими связями.
2. Пример второй. Возрастные родители, гиперопека, семейное обучение
Майя. Второй брак у родителей, ребёнок появился после 40 лет (очень поздний). Поэтому позволяют ему всё, балуют не в меру. На диагностике мне удалось найти подход к Майе, она взяла меня за руку и с удовольствием отвечала на мои вопросы. Семья обеспеченная. Папа настаивал, чтобы ребёнок не ходил в школу, а был на домашнем обучении (репетиторы). Мне удалось от этого отговорить, т.к. есть большая степень риска усугубить обособленность ребёнка. Хотя бы в начальной школе ребёнок должен почувствовать, что он не один, что есть другие дети со своими проблемами и запросами. Это поможет ему научиться договариваться, а не привычно «ставить ультиматумы» по своим желаниям.
Майя уже умела читать по слогам. Мы с ней прошли стороны речи, окружающий мир и поставили все звуки за 4-5 месяцев с частотой 3 раза в неделю. Она успешно была зачислена в школу и безмерно счастлива, по словам родителей.
Помните, что чрезмерная опека лишает ребёнка самостоятельности и взращивает эгоизм. Как бы ни было трудно – добавляйте к своей любви и твёрдые требования, чтобы избежать таких последствий.
3. Пример третий. Маму дома не слушаем
Сергей В. Мама педиатр, ребёнок поздний. Дома ребёнок заниматься ничем не хотел, ныл, просился гулять на улицу. А приходя к нам, на «незнакомую территорию» вел себя весьма прилежно и успешно прошел всю подготовку к школе. Это один из сотен примеров в моей практике, подтверждающих, что занятия на дому часто сталкиваются с подобными проблемами. Поэтому в наших логопедических центрах «Сонор» и нет возможности вызывать логопедов на дом – не эффективно.
4. Пример четвертый. Огонь и шило
Алиса. У детей вообще энергии очень много, а самое главное – она быстро восстанавливается. Но встречаются такие кнопки, которых нужно постоянно крепко придерживать, чтобы они на потолок не забежали. Алиса как раз такая: боевая, не в меру шустрая, абсолютно не слушает родителей и вообще у неё много важных дел! Пришла к нам не умея разговаривать в три года и три месяца. Для девочек это уже поздний срок, т.к. у них речь развивается раньше, чем у мальчиков. Я говорила предложениями в 1 год и три месяца, а моя дочь первую фразу выдала в один год и два месяца. К мычанию у Алисы добавлялись нервные тики, гиперактивность, визги, абсолютное непослушание. Чтобы её переобуть, расчесать или одеть приходилось вдвоём ловить, держать, отвлекать внимание и действовать. Родители многим могут показаться странными, скажем так, творческими людьми. Например, папа каждый раз приводит Алису к нашему оператору, чтобы заплести ей косички и навести порядок с прической. Сам он этого делать не умеет.
Занимается она уже долго, два с половиной года. Характер мы ей не изменили, да и цели такой не было. Она почти такая же непоседа, как и была с момента нашего знакомства. Но с нами она заговорила и сейчас проходит подготовку к школе. Когда Алиса приходит на занятие – это слышно во всех кабинетах и коридорах нашего центра.
Этот пример я привела к тому, что не все и всегда делается быстро. Мы работаем с ребёнком всего несколько раз в неделю по 40 минут, все остальное время он проводит с родителями. Поэтому без Вашей помощи результат будет достигаться в несколько раз дольше, чем с ней. Родители Алисы «не парятся», домашних заданий она практически никогда не выполняет. Плюс у самой Алисы значительные проблемы с восприятием новой информации, дисциплиной и много еще чем. Хотела бы я посмотреть на умников, которые «гарантируют результат за 10 занятий», когда им попалась бы такая «Алиса»…
7. Подготовка к школе в центрах сети «Сонор»
Наша сеть логопедических центров выбрала очень узкую специализацию, чтобы достичь в этих областях состояния, близкого к совершенству. У нас всего да типа услуг: «логопед» и «подготовка к школе». Все. Никаких рисований, логоритмики, ментальной арифметики и даже «моих любимых» нейропсихологов нет. Зато по каждой из этих услуг мы отработали все до мелочей, так чтобы ни у кого иного даже шансов не было показать хоть приблизительно сопоставимые с нашими результаты.
Повторюсь (писала выше), что вторую услугу «подготовка к школе» мы много лет не предоставляли, т.к. очень серьезно относимся к качеству оказываемых услуг и считаем бессовестно низким поступком брать деньги, не давая реального результата. Поэтому несколько лет мы готовились к предоставлению этой услуги, изучали различные программы, тестировали на наших «добровольцах». Сегодня мы уже несколько лет оказываем эту услугу по такой же цене, как и услуги логопеда – бессовестно низкой, но с одной критической оговоркой – сначала у ребёнка должны быть поставлены и автоматизированы все звуки.
Объясню, в чём причина данной оговорки на примере. Готовим суп. Станете ли ставить кастрюлю на плиту, бросать туда овощи и прочее, не налив туда воды? Станете ли бросать часть овощей не почищенными или не помытыми с оговоркой «потом почищу/помою/нарежу»? Вот.
Так и в подготовке к школе есть определённая последовательность действий, технология, так сказать. Пока у ребёнка не решены все проблемы с речью – заниматься ею можно лишь частично, в плане окружающего мира и математики, например.
Диагностика у нас бесплатная, причем проводят её для говорящих детей не все логопеды, а только самые опытные, «диагносты», которых лично я отбирала среди десятков наших сотрудников, готовила, обучала и все равно постоянно проверяю их работу. Почему же диагностика у специалиста такого класса бесплатна, когда она должна стоить несколько тысяч? Потому что даже те клиенты, которые обращаются к нам «просто провериться» и даже не собирались заниматься дают нам нечто большее, чем деньги. Они дают нам бесценный опыт, который мы применяем в дальнейшем при составлении плана коррекции для наших клиентов. И самое главное – бескорыстно делаем добрые дела для детей!
На диагностике мы определим все проблемы в речи и степень подготовки ребёнка к школе, на основании этого составим индивидуальный план коррекции знаний и умений, передадим его нашему логопеду в ближайшем к Вам нашем центре (удобный для Вас центр выбираете сами). И будем внимательно следить за успехами Вашего ребёнка, демонстрируя их наглядно (на видео «было/стало»).
Если у Вас остались какие-либо вопросы по подготовке к школе – обращайтесь к нам по любому, удобному для Вас, каналу связи. Если вопросов нет – записывайтесь на бесплатную диагностику и давайте дружить! Рада была Вам помочь в получении достоверных знаний по подготовке к школе!