Нарушения голоса
Голос — это неотъемлемая часть повседневной жизни и профессиональной деятельности. Нарушения голоса могут значительно влиять на качество жизни. Особенно подвержены данной проблеме те, чья работа связана с частым говорением, такие как учителя, певцы и актеры. Поэтому своевременная диагностика и коррекция голосовых нарушений очень важна.
Структура голосового аппарата
Голосовой аппарат включает гортань, голосовые связки и резонаторы (рот, носовые полости и пазухи). Гортань — это часть дыхательной системы, которая соединяет глотку с трахеей. С помощью голосовых связок воспроизводится звук.
Механизм голосообразования
Голосообразование начинается с прохождения воздуха через голосовые связки, вызывая их колебания. Резонаторы усиливают эти звуки и формируют уникальный тембр голоса. При одновременной работе различных структур голосового аппарата воспроизводится звук.
Классификация и причины нарушений голоса
Функциональные нарушения
- Фонастения — снижение голосовой функции из-за переутомления голосовых связок.
- Гипо- и гиперфункциональная дисфония — нарушения голоса, связанные с недостаточной или избыточной активностью голосовых связок.
Органические нарушения
- Узелки голосовых связок — маленькие, плотные образования на голосовых связках, вызванные перенапряжением.
- Полипы — мягкие образования на голосовых связках.
- Паралич гортани — нарушение функции голосовых связок из-за повреждения нервов.
Психогенные нарушения голоса. Эти нарушения связаны с психологическими факторами, такими как стресс, тревога и эмоциональные травмы, которые могут приводить к изменению или потере голоса.
Симптомы и диагностика
Нарушения голоса могут являться симптомом какого-либо органического заболевания. В таком случае необходимо пройти обследование для выявления причин. Если органических нарушений не обнаружено, заболевание носит функциональный характер. Это означает, что голосовые складки и другие элементы имеют нормальную конфигурацию, слизистая гортани обычного цвета, и отсутствуют нарушения артикуляции и дыхания. Причины развития функциональных дисфоний могут включать патологические изменения в мышцах гортани и в органах и системах, принимающих участие в голосообразовании.
Виды дисфоний
Гипокинетическая дисфония — нарушения голоса, при которых снижается мышечный тонус голосовых складок. Гипотонусные нарушения чаще всего возникают после перенесенных инфекций, таких как грипп и острые респираторные вирусные заболевания, или длительного перенапряжения голосового аппарата. Проявляется от легкой осиплости и гнусавости до резкой хрипоты.
Гиперкинетическая дисфония — повышение мышечного тонуса внутри мышц гортани, причиной которого является постоянный громкий разговор.
Функциональная афония — отсутствие звучного голоса при наличии шепотной речи. Часто появляется на фоне стресса и проявляется в виде звучного кашля и смеха.
Влияние нарушений голоса на качество жизни
Профессиональная деятельность Люди, чья работа требует использования голоса, такие как учителя, певцы и актеры, могут испытывать значительные трудности в своей профессиональной деятельности из-за голосовых нарушений. Это может привести к снижению производительности и даже к необходимости смены профессии.
Психологические и социальные аспекты Голосовые нарушения могут привести к снижению самооценки, затруднению в общении и социальной изоляции. Люди с нарушениями голоса могут избегать общения и публичных выступлений.
Диагностика нарушений голоса
Методы инструментальной диагностики
- Ларингоскопия — визуальный осмотр гортани и голосовых связок с помощью специального прибора — ларингоскопа. Этот метод позволяет врачу увидеть состояние голосовых связок и слизистой оболочки гортани, выявить воспаления, узелки, полипы и другие патологические изменения.
- Стробоскопия — метод диагностики, который использует стробоскопический свет для наблюдения за движениями голосовых связок. Благодаря замедленному режиму освещения, можно видеть колебания голосовых связок в замедленном темпе, что позволяет выявить даже мелкие и трудноуловимые нарушения в их движении.
Оценка голосовой функции
- Акустический анализ — метод оценки голоса, который включает измерение различных параметров звука, таких как частота, интенсивность, тембр и качество голоса. Этот анализ помогает выявить отклонения от нормы и оценить степень нарушения голосовой функции.
- Субъективные методы — использование анкет и опросников для оценки влияния голосовых нарушений на качество жизни пациента. Эти методы помогают понять, как пациент воспринимает свои голосовые проблемы, как они влияют на его общение и психологическое состояние.
Логопедические методы коррекции нарушений голоса
- Артикуляционные упражнения Улучшение произношения звуков и дикции.
- Дыхательные упражнения Укрепление дыхательных мышц и улучшение контроля дыхания.
- Резонаторные упражнения Улучшение качества звука и его силы.
- Поведенческая терапия и обучение правильному воспроизведению звуков Логопеды обучают пациентов правильным техникам голосообразования, что помогает снизить напряжение голосовых связок и улучшить качество голоса.
Логопедические упражнения при нарушении голоса
Артикуляционные упражнения направлены на развитие и улучшение подвижности артикуляционного аппарата (языка, губ, мягкого неба). Это помогает улучшить дикцию и качество произношения звуков.
- Упражнение "Лошадка": Ребенок имитирует звук "цокающей" лошади, касаясь кончиком языка верхнего неба.
- Упражнение "Чашечка": Ребенок формирует языком "чашечку", поднимая его края вверх и удерживая в таком положении несколько секунд.
- Упражнение "Маятник": Ребенок перемещает язык из стороны в сторону, имитируя движение маятника.
Дыхательные упражнения помогают укрепить дыхательную мускулатуру и улучшить контроль над дыханием, что важно для правильного голосообразования.
- Упражнение "Мыльные пузыри": Ребенок медленно и равномерно выдувает воздух через трубочку, создавая мыльные пузыри.
- Упражнение "Шарик": Ребенок надувает воздушный шарик, следя за равномерностью и глубиной вдохов и выдохов.
- Упражнение "Свеча": Ребенок дует на зажженную свечу, стараясь не задуть её, но заставляя пламя колебаться.
Резонаторные упражнения направлены на улучшение звучания голоса и его силы за счет правильного использования резонаторов.
- Упражнение "Ммм": Ребенок произносит звук "ммм" с закрытым ртом, ощущая вибрацию в носовых пазухах и губах.
- Упражнение "Гудок": Ребенок произносит звук "ууу" на выдохе, стремясь добиться равномерного и глубокого звука.
- Упражнение "Резонансный мостик": Ребенок произносит звуки "иии" и "эээ", ощущая резонанс в разных частях головы (лоб, нос, губы).
Список литературы
Лопатина М. В. (2019). Логопедическая работа с детьми с нарушениями голоса. Москва: Педагогическое общество России.
Смирнова Т. И. (2018). Основы фониатрии и логопедии. Санкт-Петербург: Наука.
Федорова О. А. (2020). Голосовые нарушения у детей и взрослых: диагностика и коррекция. Екатеринбург: Уральское издательство.