Запись на диагностику

Например, 999 999 88 77

Мы знакомы
?
Запись на диагностику
Записать Вас на платную диагностику?
Заказать обратный звонок +7 (495) 979-81-78
Как к Вам Обращаться?
Ваш номер телефона:

Например, 999 999 88 77

Запись на диагностику
1
2
* - Поля обязательные для заполнения
    График работы:
    Комментарий:
    Бесплатная диагностика
    Заказать обратный звонок +7 (495) 979-81-78
    Как к Вам Обращаться?
    Ваш номер телефона:

    Например, 999 999 88 77

    Сеть логопедических центров с 2008 г
    Пн-Пт с 09:00 до 21:00 Сб-Вс с 10:00 до 19:00
    +7 (495) 979-81-78
    8 (800) 707-35-43
    Главная/Вопросы/Нарушения голоса

    Нарушения голоса

    Голос — это неотъемлемая часть повседневной жизни и профессиональной деятельности. Нарушения голоса могут значительно влиять на качество жизни. Особенно подвержены данной проблеме те, чья работа связана с частым говорением, такие как учителя, певцы и актеры. Поэтому своевременная диагностика и коррекция голосовых нарушений очень важна.

    Нарушения голоса

    Структура голосового аппарата

    Голосовой аппарат включает гортань, голосовые связки и резонаторы (рот, носовые полости и пазухи). Гортань — это часть дыхательной системы, которая соединяет глотку с трахеей. С помощью голосовых связок воспроизводится звук.

    Механизм голосообразования

    Голосообразование начинается с прохождения воздуха через голосовые связки, вызывая их колебания. Резонаторы усиливают эти звуки и формируют уникальный тембр голоса. При одновременной работе различных структур голосового аппарата воспроизводится звук.

    Структура голосового аппарата

    Классификация и причины нарушений голоса

    Функциональные нарушения

    • Фонастения — снижение голосовой функции из-за переутомления голосовых связок.
    • Гипо- и гиперфункциональная дисфония — нарушения голоса, связанные с недостаточной или избыточной активностью голосовых связок.

    Органические нарушения

    • Узелки голосовых связок — маленькие, плотные образования на голосовых связках, вызванные перенапряжением.
    • Полипы — мягкие образования на голосовых связках.
    • Паралич гортани — нарушение функции голосовых связок из-за повреждения нервов.

    Психогенные нарушения голоса. Эти нарушения связаны с психологическими факторами, такими как стресс, тревога и эмоциональные травмы, которые могут приводить к изменению или потере голоса.

    Симптомы и диагностика

    Нарушения голоса могут являться симптомом какого-либо органического заболевания. В таком случае необходимо пройти обследование для выявления причин. Если органических нарушений не обнаружено, заболевание носит функциональный характер. Это означает, что голосовые складки и другие элементы имеют нормальную конфигурацию, слизистая гортани обычного цвета, и отсутствуют нарушения артикуляции и дыхания. Причины развития функциональных дисфоний могут включать патологические изменения в мышцах гортани и в органах и системах, принимающих участие в голосообразовании.

    Виды дисфоний

    Гипокинетическая дисфония — нарушения голоса, при которых снижается мышечный тонус голосовых складок. Гипотонусные нарушения чаще всего возникают после перенесенных инфекций, таких как грипп и острые респираторные вирусные заболевания, или длительного перенапряжения голосового аппарата. Проявляется от легкой осиплости и гнусавости до резкой хрипоты.

    Гиперкинетическая дисфония — повышение мышечного тонуса внутри мышц гортани, причиной которого является постоянный громкий разговор.

    Функциональная афония — отсутствие звучного голоса при наличии шепотной речи. Часто появляется на фоне стресса и проявляется в виде звучного кашля и смеха.

    Нарушение голоса - тихий голос

    Влияние нарушений голоса на качество жизни

    Профессиональная деятельность Люди, чья работа требует использования голоса, такие как учителя, певцы и актеры, могут испытывать значительные трудности в своей профессиональной деятельности из-за голосовых нарушений. Это может привести к снижению производительности и даже к необходимости смены профессии.

    Психологические и социальные аспекты Голосовые нарушения могут привести к снижению самооценки, затруднению в общении и социальной изоляции. Люди с нарушениями голоса могут избегать общения и публичных выступлений.

    Диагностика нарушений голоса

    Методы инструментальной диагностики

    Диагностика нарушения голоса

    • Ларингоскопия — визуальный осмотр гортани и голосовых связок с помощью специального прибора — ларингоскопа. Этот метод позволяет врачу увидеть состояние голосовых связок и слизистой оболочки гортани, выявить воспаления, узелки, полипы и другие патологические изменения.
    • Стробоскопия — метод диагностики, который использует стробоскопический свет для наблюдения за движениями голосовых связок. Благодаря замедленному режиму освещения, можно видеть колебания голосовых связок в замедленном темпе, что позволяет выявить даже мелкие и трудноуловимые нарушения в их движении.

    Оценка голосовой функции

    • Акустический анализ — метод оценки голоса, который включает измерение различных параметров звука, таких как частота, интенсивность, тембр и качество голоса. Этот анализ помогает выявить отклонения от нормы и оценить степень нарушения голосовой функции.
    • Субъективные методы — использование анкет и опросников для оценки влияния голосовых нарушений на качество жизни пациента. Эти методы помогают понять, как пациент воспринимает свои голосовые проблемы, как они влияют на его общение и психологическое состояние.

    Логопедические методы коррекции нарушений голоса

    • Артикуляционные упражнения Улучшение произношения звуков и дикции.
    • Дыхательные упражнения Укрепление дыхательных мышц и улучшение контроля дыхания.
    • Резонаторные упражнения Улучшение качества звука и его силы.
    • Поведенческая терапия и обучение правильному воспроизведению звуков Логопеды обучают пациентов правильным техникам голосообразования, что помогает снизить напряжение голосовых связок и улучшить качество голоса.

    Логопедические упражнения при нарушении голоса

    Артикуляционные упражнения направлены на развитие и улучшение подвижности артикуляционного аппарата (языка, губ, мягкого неба). Это помогает улучшить дикцию и качество произношения звуков.

    • Упражнение "Лошадка": Ребенок имитирует звук "цокающей" лошади, касаясь кончиком языка верхнего неба.
    • Упражнение "Чашечка": Ребенок формирует языком "чашечку", поднимая его края вверх и удерживая в таком положении несколько секунд.
    • Упражнение "Маятник": Ребенок перемещает язык из стороны в сторону, имитируя движение маятника.

    Дыхательные упражнения помогают укрепить дыхательную мускулатуру и улучшить контроль над дыханием, что важно для правильного голосообразования.

    • Упражнение "Мыльные пузыри": Ребенок медленно и равномерно выдувает воздух через трубочку, создавая мыльные пузыри.
    • Упражнение "Шарик": Ребенок надувает воздушный шарик, следя за равномерностью и глубиной вдохов и выдохов.
    • Упражнение "Свеча": Ребенок дует на зажженную свечу, стараясь не задуть её, но заставляя пламя колебаться.

    Резонаторные упражнения направлены на улучшение звучания голоса и его силы за счет правильного использования резонаторов.

    • Упражнение "Ммм": Ребенок произносит звук "ммм" с закрытым ртом, ощущая вибрацию в носовых пазухах и губах.
    • Упражнение "Гудок": Ребенок произносит звук "ууу" на выдохе, стремясь добиться равномерного и глубокого звука.
    • Упражнение "Резонансный мостик": Ребенок произносит звуки "иии" и "эээ", ощущая резонанс в разных частях головы (лоб, нос, губы).

    Список литературы

    Лопатина М. В. (2019). Логопедическая работа с детьми с нарушениями голоса. Москва: Педагогическое общество России.

    Смирнова Т. И. (2018). Основы фониатрии и логопедии. Санкт-Петербург: Наука.

    Федорова О. А. (2020). Голосовые нарушения у детей и взрослых: диагностика и коррекция. Екатеринбург: Уральское издательство.