Общее недоразвитие речи (ОНР) у детей
Общее недоразвитие речи (ОНР) – расстройство речи, при котором ребенку не удается правильно говорить и выражать свои мысли. Характеризуется ОНР нарушением всех компонентов речи: ребенок нечетко говорит, неправильно использует слова, не составляет предложения, непонятно говорит, при этом он имеет хороший слух и интеллект.
Причины ОНР
Причины ОНР могут возникать на стадиях внутриутробного развития, родовой деятельности или первых лет жизни.
- Генетические факторы и наследственность.
Особое внимание уделяется речевым нарушениям, которые ребенок может унаследовать от родителей. Тревожное состояние нервной системы, ненормальное состояние органов полости рта (губы, язык, твердое небо, зубы), имеющиеся речевые нарушения у одного из родителей - все это может повлечь наследственный или генетический фактор у ребенка.
- Влияние беременности и родов на формирование речи.
Кислородное голодание у ребенка во время беременности или родов, инфекции во время беременности, травмы младенца во время родов или употребление вредных веществ матерью во время беременности - это приведет к нарушению, задержке речи или психическому недоразвитию.
- Роль неблагоприятных условий воспитания и окружения.
Если в семье присутствуют ссоры, на ребенка не обращают внимания, неблагоприятная обстановка, не способствующая его развитию - эти факторы непременно приведут к нарушениям речи и психики малыша.
Классификация и уровни ОНР
Особенности общего недоразвития речи характеризуются формами:
- неосложненные формы ОНР(проблемы с регуляцией мышечного тонуса, незрелостью своих чувств и эмоций);
- осложненные формы ОНР(у детей с неврологическими синдромами);
- грубое недоразвитие речи.
Выделяют 4 уровня речевого развития
1 уровень речевого развития - «тяжелое недоразвитие речи». К этому уровню относятся безречевые дети. Речь, понятная для окружающих, у них отсутствует. Ребенок понимает, что ему говорят окружающие люди, старается говорить короткие слова или фразы. Часто использует жесты, мимику.
2 уровень речевого развития - «ограниченное произношение и словарный запас». Малыш с трудом составляет предложения, характеризующиеся неправильным произношением, неправильное изменение слов по лицам и числам, употребление предлогов, смешение падежей. Бедность словарного запаса.
3 уровень речевого развития - «фразовая речь с лексико-грамматическими и фонетическими недоразвитиями». Ребенок активно общается, словарный запас развит, выстраивает предложения. Страдает произносительная сторона, т.е. ребенок неправильно говорит звуки, из-за чего речь понятна в основном только его родителям.
4 уровень речевого развития - «минимальная степень нарушения развития речи». Ребенок обладает большим словарным запасом, смысл произносимых слов понятен. Характеризуется заменой схожих звуков.
Диагностика ОНР
ОНР имеет предрасположенность к нарушению и отставанию речи в первые 2 года жизни. Для ускорения речевого развития необходимо предпринять меры и коррекционные мероприятия. Ранняя диагностика ОНР проходит от рождения до 1.5 лет.
- От рождения – 2 месяца - малыш использует звуки, крики (в основном гласные). Крик громкий, с коротким вдохом и длинным выдохом. Поводом для расстройства речи может быть тихий крик, со всхлипываниями или отсутствие крика.
- 2-5 месяцев - появляется гуление (агу). Ребенок показывает свое состояние по интонации. Продолжительный смех переходит в повизгивание. У детей с ОНР крик без эмоционального оттенка, гуление и интонации могут отсутствовать.
- 4 - 8 месяцев - появляется лепет, первые слова. Артикуляция и ротовая полость становятся более подвижными. У детей с речевыми нарушениями может не быть лепета.
- 6 – 12 месяцев – активное и отчетливое произношение родных звуков. Любит повторять звуки, которые произносят родители, пользуется интонацией исходя из ситуации, понимает обращенную речь.
- 9 - 18 месяцев – ребенок пытается говорить, но говорит по своему, непонятно. Понимает речь родителей, запоминает и узнает лица знакомых людей, активно подражает звукам действий, животных.
Роль специалистов (логопедов, педагогов, психологов) в диагностике ОНР
Чтобы определить правильную коррекционную работу, важна система всех специалистов, так как раннее выявление и коррекция ОНР будет иметь положительную и прогрессивную динамику на речевом и психическом уровне.
Данные диагностики логопеда, психолога и педагога позволяют определить методы и приемы подходящие ребенку с ОНР, систему в процессе обучения.
Задача логопеда ознакомиться с медицинской картой ребенка и его сформированной речью. Специалист проверяет как малыш может рассказать по картинке, пересказать текст; грамматику (построение предложения, изменение слов по числам, падежам); звукопроизношение (правильно ли ребенок произносит звуки, различает ли схожие звуки, разборчивость слов).
В своем логопедическом заключении логопед оценивает речевое состояние и составляет план коррекции.
Психолог смотрит на концентрацию и внимание ребенка, состояние памяти, понимание инструкции, эмоциональное состояние, отношения среди других детей.
Совместная работа специалистов позволяет скорректировать в минимальной степени ОНР, что приведет к полноценному развитию и обучению ребенка.
Коррекционная работа с ОНР
Коррекционная работа при ОНР выстраивается исходя из степени выраженности нарушения. Составляются следующие направления работы:
- Развитие подражательной деятельности («Как говорит курочка?» «Как стучит молоток?»);
- Развитие моторики и мелких движений пальцев;
- Проведение артикуляционной гимнастики.
Развитие речи и компонентов речевой системы
Коррекционная работа с ОНР 1
- Формирование и развитие понимания речи;
- Развитие звукоподражательной деятельности (музыкальных инструментов, животных);
- Развитие неречевых процессов (памяти, внимания, мышления). «Что здесь лишнее», «Чем отличаются»;
- Работа над правильной артикуляцией.
Коррекционная работа с ОНР 2
- Расширение словарного запаса;
- Работа над звукопроизношением;
- Формирование фразы, составление предложений;
- Развитие лексических и грамматических форм (словообразование, род, число, падеж).
Коррекционная работа с ОНР 3
- Усвоение грамматических норм языка;
- Расширение словарного запаса;
- Формирование фразы, составление предложений с усложнением (развернутые предложения, пересказ по картинке);
- Работа над звукопроизношением;
- Подготовка детей к усвоению и обучению грамоты (задания со звуками «На какой звук начинается слово», ударные гласные).
Коррекционная работа с ОНР 4
- Работа над звукопроизношением и слуховым восприятием звуков, умением различать разные звуки;
- Расширение словарного запаса;
- Расширение фразовой речи;
- Формирование грамматического строя языка;
- Овладение элементами чтения и письма.
Роль семьи и образовательных учреждений в коррекционной работе
Для успешной коррекционной работы при ОНР необходимо положительное отношение к ребенку со всех сторон. В семье должна быть благоприятная атмосфера, всестороннее развитие, заинтересованность, умение слушать ребенка. Нельзя допускать ссор, излишней перегруженности, у ребенка может поменяться внутреннее состояние.
В образовательной организации важно привлекать родителей к родительским собраниям, рассказывать об успехах ученика.
Также важны проведения мероприятий, направленные на развитие мелкой моторики, чувства ритма, развитие словарного запаса.
Прогноз развития речи у детей с ОНР
Коррекционная работа при ОНР - долгий процесс. Она приводит к успеху:
- в случае соблюдения рекомендаций всех окружающих специалистов (логопедов и врачей);
- выполнения работы дома, которая не менее важна.
Важна степень тяжести нарушения и насколько рано обратились к специалистам. При правильной коррекционной работе ОНР может быть исправлено. Речь при этом становится понятна и разборчива, либо уменьшены проявления нарушений.
Перспективы и рекомендации для родителей и специалистов
Для активного развития речи ребенка дома и в образовательном учреждении необходимо:
- Развивать память (запомни картинки, слова, спрятанное животное);
- Развивать артикуляционную моторику (выполнение различных упражнений с помощью языка, губ, щек);
- Развивать мелкую моторику (выполнение пальчиковой гимнастики, лепка из пластилина, рисование, пазлы, шнуровка);
- Выполнять различные графические упражнения (обведи узор,продолжи узор);
- Упражнения речевого дыхания (дунь плавно и длительно на бумажный кораблик, через трубочку сделай шторм в стакане);
- Не избегать физического контакта с ребенком (объятия, прикосновения);
- Чаще разговаривать, рассказывать о том, что видим вокруг, отвечать на его любопытные вопросы;
- Хвалить при любом его успехе;
- Родителям проявлять интерес в выполнении домашнего задания;
- Не заставлять ребенка идти на разговор, если он не хочет или у него плохое самочувствие.
Заключение
Таким образом, мы можем сделать вывод, что ОНР – сложное и длительное нарушение, охватывающее все стороны речи. Благодаря коррекционной работе специалистов и родителей можно достичь успехов. Для этого следует с раннего возраста (до 3х лет) знакомить со своей речью, рассказывать об окружающем мире.
При выявлении каких-либо симптомов ОНР (ребенок не говорит, непонятно говорит), следует обращаться к специалистам для ранней коррекции отставания речи.
При диагностировании ОНР, чем раньше специалист начнет работать с ребенком, тем быстрее и эффективнее будет результат. В это время родителям нужно активно включаться в деятельность ребенка, ему нужна поддержка; семья играет важную роль в исправлении нарушения.
Образовательным учреждениям с таким ребенком необходимо отслеживать его развитие и наблюдать за результатами. Благодаря комплексной работе всех участников ребенок получит необходимую помощь.
Не нужно откладывать решение проблем "на потом", обращайтесь к нам прямо сейчас! Для вас или вашего ребёнка действует бесплатная диагностика!
Мы проводим занятия с логопедом онлайн по удобным вам средствам связи через интернет независимо от вашего места проживания.
Наши логопеды рады вам помочь каждый день без выходных 9:00 до 21:00 по московскому времени.
А также, вы можете очно посещать наших логопедов в Москве, выбирайте район!