Ребенок не разговаривает в 4 года
Почему у некоторых детей к 4-летнему возрасту возникает задержка развития речи? В данной статье мы объясним, как должна развиваться речь, почему ребенок не говорит в 4 года и что делать, когда возникает такая проблема.
Если ваш малыш в возрасте 4 лет не говорит, повторяет только некоторые звуки или слова, или использует свой уникальный язык, понимаемый только вам, надо срочно бить тревогу и обращаться к логопеду.
Давайте рассмотрим причины, почему ребенок в 4 года не говорит, что с этим делать и куда бежать.
Нормы речевого развития у детей 4-х лет
Дети в возрасте 4 лет считаются средними дошкольниками. В случае, если у ребенка нормальное развитие речи, к этому времени у него уже сформированы практически все основные аспекты речевого навыка.
- Звукопроизношение.
Большее количество звуков произносится четко и правильно. Но может быть еще не освоены такие звуки позднего онтогенеза, как Л, Ль, Р, Рь.
- Фонематическое восприятие.
Дети могут на заданный звук подобрать слово или вычленить заданный звук из слова, сказать, где он находится в начале, середине или конце слова. (Петя, скажи, пожалуйста, в слове АРБУЗ, где стоит звук А? И ребенок с легкостью отвечает.)
- Грамматика.
Дети в 4-летнем возрасте уже могут построить правильное грамматическое предложение, в котором будут учтены все предлоги, окончания. Некоторые могут даже начинать использовать союзы для построения сложных предложений. (Я не убрал игрушки, потому что был очень увлечен рисованием красками.)
- Словарный запас.
В норме ребенок применяет многообразие предметных слов, глаголов, прилагательных в своей речи. Он может сказать длинное красочное предложение. Это примерно 2500 слов.
- Связанная речь.
Ребенок в 4 года способен рассказать, что у него произошло в саду, как он поиграл на выходных с бабушкой, о чем они спорили с друзьями. Так же он может пересказать короткий рассказ или стишок.
Признаки, по которым можно понять задержку речевого развития
- Отсутствие речи, сопровождающееся непониманием простых просьб.
- Произношение звуков сопровождается жестами, понимание просьб взрослого сохраняется.
- Речь малопонятна окружающим, а иногда и самой маме. Использование собственного "языка" (капка – шапка, дедем – идем, титяй – читай и т. д.)
- В речи присутствуют только звукоподражания. (ам, ням, на, мяу, гав, му и тд.)
- Не может сказать предложение, и даже фразу . Говорит отдельными словами. (Идем, дай, на и т. д.)
- Не понимает простых просьб мамы (дай книжку, принеси колготки.)
Читайте подробно про задержку речевого развития.
Почему ребенок не говорит в 4 года
В этом возрасте речевому развитию может мешать ряд причин. Вот основные из них:
- Родовая травма.
- Если мама во время беременности перенесла какие-то тяжелые соматические заболевания.
- Кислородное голодание.
- Не развитие внутриутробно мозговых структур.
- Недоношенность.
- Травмы головы, перенесенные в детстве.
- Инфекционные заболевания, перенесенные в детстве.
- Педагогическая запущенность.
- Нарушение структур головного мозга.
- Генетические отклонения.
- Отсутствие общения между родителями и детьми (к сожалению, сейчас общение заменили гаджеты).
- И многие другие причины.
С каждым годом тенденция неговорящих детей увеличивается. На данный момент детей-неговоряшек намного больше, чем 10-15 лет назад.
Возможные осложнения
При отсутствии коррекционных мероприятий унеговорящего 4-летнего ребенка в большей вероятности возникнут проблемы с обучением:
- нарушается внимание и память;
- дети не усваивают письмо;
- с трудом обучаются чтению;
- допускают ошибки при диктанте и, вовсе, не успевают писать;
- так же дети с трудом могут запомнить и пересказать прочитанный или услышанный текст;
- а некоторые дети не могут посещать обычные школы. Им требуются специальные коррекционные программы.
Поэтому занятия следует начинать при первых признаках ЗРР у детей, потому что это все подлежит коррекции, если это не органическое поражение головного мозга.
Когда ребенок должен начать разговаривать
Если малыш не заговорил в 2 года, то это уже является звоночком, чтобы обратиться к логопеду. Но многие родители думают, что можно подождать лет до 4-х, а ждать нельзя - нужно уже начинать занятия. Ребенок может так и не заговорить, а каждый день – это упущенная возможность.
Двухлетний ребенок должен говорить предметные слова. У него уже должна быть простая фраза «Мама дай пить!». Должен понимать простые двухступенчатые инструкции. Правильно произносить гласные звуки и согласные звуки раннего онтогенеза Б,П,М,В,Ф,Т,Д,Н,К,Г.
На занятии с ребенком логопед применяет игровую форму обучения. Обучение с ребенком такого возраста может быть только в форме игры, потому что иначе ребенку будет неинтересно, и он убежит с занятия.
Что входит в план занятия
- Логопедический массаж;
- Артикуляционные упражнения (соответствующие возрастным возможностям ребенка и группе постановки звуков);
- Пальчиковая гимнастика (речь напрямую зависит от развития мелкой моторики);
- Игры на звукоподражание (вызов речи).
- Постановка звуков раннего онтогенеза.
- Общее развитие ребенка(формы, цвета, счет и т.д.).
Если малыш не говорит, то важно обращаться к специалисту, а не ждать.
Чем старше становится ребенок, тем сложнее запускать и исправлять недостатки речи.
Роль логопеда
Логопед помогает разобраться, почему ребенок в возрасте 4 х лет не разговаривает. Специалист проводит диагностику, консультирует родителей по данному вопросу. А далее проводит коррекционную работу по запуску речи или исправляет речевой дефект.
Логопед как специалист работает над всеми компонентами речи: запуск речи, коррекция нарушения звукопроизношения, развитие фонематического восприятия, развитие лексического запаса как активного, так и пассивного, коррекция грамматического строя речи, развитие понимания речи, развитие связанной речи, умение пересказывать и понимать текст.
Так же логопед развивает ребенку мышление, внимание, память, воображение, знакомит детей с бытовыми предметами, с окружающей средой, обучает счету и письму. Всесторонне занимается готовит ребенка к школе.
Как проходят логопедические занятия
Логопедическое занятие длится 35 минут. Оно включает в себя.
- Логопедический массаж(включающий в себя разогрев артикуляционного аппарата и речевых зон рук);
- Артикуляционную гимнастику
Этими двумя способами мы подготавливаем артикуляционный аппарат к работе.
- Постановка / автоматизация звука;
- Дифференциация звука;
- Развитие речи(в эту часть как раз и входит развитие мышления, памяти, внимания, знакомство с окружающим миром и т. д.).
Занятие проходит в форме игры, ребенок даже не успевает устать, потому что увлечен. Происходит смена разных видов занятий.
Групповые занятия или индивидуальные
Групповые занятия проводятся в группе от 3 до 12(не более) человек. Дети выполняют одинаковые задания и упражнения.
Индивидуальные занятия –один на один с ребенком. Такие занятия позволяют наилучшим способом проводить коррекционную работу, подстраиваясь индивидуально под каждого.
Подробно, какие из этих видов занятий лучше, читайте нашу статью про индивидуальные занятия.
Большинство специалистов считают, что самые эффективные занятия - это индивидуальные, потому что логопед подбирает индивидуальную коррекционную работу под каждого ученика и подправляет ее в ходе коррекции.
Совет логопеда
- Малыши, у которых нарушение речи, к сожалению, страдают и тем, что в большинстве случаев не могут есть твердую пищу. Чаще всего такие дети едят перемолотую пищу в пюре, не могут нормально есть твердое яблоко, грушу и даже прожевать мясо. Это очень влияет на развитие речи, так как жевание пищи, в особенности твердой влияет на развитие артикуляционного аппарата. При жевании пищи накачиваются челюстные мышцы, и речь ребенка развивается лучше.Поэтому важно уже с 8 месяцев предлагать малышу сначала мягкие кусочки еды, а после года уже давать твердые. Если ребенок взрослый так же важно приучать есть твердую пищу.
- Говорить с ребенком медленно, четко, короткими фразами, не применять в речи сюсюканье (ути масенький какой и тому подобное).Не задерживаться долго на лепетных словах(Миша хочет ням-ням,мы пойдем купи купи).Не нужно искажать звуки(масенький, холёсенький), это частая ошибка родителей.
- Больше говорить с ребенком, читать ему книжки, рассказывать стихи.
-
Никаких гаджетов детям! Это конечно удобно, дать в руки ребенку телефон, чтобы он спокойно сидел и смотрел мультики, но от гаджетов у детей и происходит задержка речевого и психического развития.
Это самая большая проблема 21 века! - Больше лепить, рисовать пальчиками, перебирать мелкие крупы, бусины – развивать мелкую моторику. Подключить пальчиковую гимнастику, потому что пальчики напрямую связаны с речевыми центрами головного мозга.
- Слушать ритмическую музыку, двигаться под нее, отбивать ритмы.
- Не забывать, что проблемы с речью могут идти с самого рождения, ребенка сразу переводят на бутылочку и ему не нужно стараться сосать, молоко и само льется. А это еще один из важных факторов развития артикуляционного аппарата. Самое лучшее это грудное вскармливание, но если не удалось его наладить, то выбирать соски, из которых нужно стараться добыть молоко и схожие на грудь.
- И, конечно же, чем раньше отучить от соски и бутылки, тем лучше — это тоже играет важную роль в нарушение речи. Сейчас многие мамы и в 4 года не отучают ребенка от соски, полагаясь на самоотлучение, по мнениям «умных» психологов из интернета. Они не понимают, что этим вредят ребенку.
В наших логопедических центрах "Сонор" можно пройти бесплатную диагностику очно в Москве и онлайн, где специалисты оценят развитие речи вашего ребенка и проконсультируют вас по этому вопросу.
Не нужно откладывать решение проблем "на потом", обращайтесь к нам прямо сейчас! Для вас или вашего ребёнка действует бесплатная диагностика!
Мы проводим занятия с логопедом онлайн по удобным вам средствам связи через интернет независимо от вашего места проживания.
Наши логопеды рады вам помочь каждый день без выходных 9:00 до 21:00 по московскому времени.
А также, вы можете очно посещать наших логопедов в Москве, выбирайте район!
Вы можете оставить заявку на диагностику или уточнить подробности по телефонам: +7 (495) 979-81-78 (Москва) и 8 (800) 707-35-43 (бесплатно по России).