Почему важно следить за речевым развитием ребенка
Каждого родителя волнуют развитие своего малыша, и вопрос речевого развития актуален как никогда: «Все ли в порядке с развитием ребенка? Есть ли какие-то проблемы? И если есть – как их быстрее решить?». Часто родители обращаются к неврологам и слышат фразу «Вам до 5 лет к логопеду не надо», из-за чего родители не торопятся обращаться к логопедам и дефектологам, даже если они чувствуют, что что-то не так. Бабушки часто успокаивают фразами «Ничего страшного, мальчики всегда поздно начинают говорить», «у нас папа тоже поздно заговорил», «Неправильно выговаривает звуки? К школе исправится». Но так ли это на самом деле? Будем разбираться, как понять, что ребенку нужен логопед.
Итак, если вы заметили, что в речи ребенка присутствуют неточности, он неправильно говорит или не выговаривает звуки, путает окончания слов, меняет слова в предложении, заикается, плохо понимает чужую речь, не умеет составлять предложения из нескольких слов, или же просто речь отсутствует, в таком случае НЕОБХОДИМ логопед для Вашего ребенка.
Если вы обнаружили, что в речи вашего ребенка есть неточности, он неправильно произносит звуки, путает окончания слов, меняет слова в предложении, заикается, плохо понимает чужую речь, не умеет составлять предложения из нескольких слов, или даже вовсе не разговаривает, то в таком случае логопед может быть незаменимым помощником для вашего ребенка.
С какими проблемами работает логопед?
- Недоразвитие речи;
- Неправильное произношение слов;
- Проблемы в построении предложений;
- Проблемы с чтением и письмом;
- Неумение составлять рассказы;
- Заикание;
- Нарушение речи из-за воздействия внешних факторов (стресс, операции и т.д.);
- Неправильная речь из-за неврологических нарушений;
- Присутствуют особенности строение речевого аппарата (короткая уздечка, высокое небо и т.д.).
Точную причину нарушений, конечно же, должен определить логопед. Так же может потребоваться консультация у ортодонта, отоларинголога, сурдолога или невролога.
Возможные причины нарушенной речи
- Негативные факторы в период беременности или родов;
- «Педагогическая запущенность»;
- Наследственность;
- Снижение слуха или зрения в раннем возрасте;
- Анатомические особенности артикуляционного аппарата;
- Долгое сосание пальца или соски;
- Различные поражения во время родов или после;
- Инфекции в раннем возрасте;
- Травмы головы до 3 лет.
Почему важно как можно раньше обратиться к логопеду, если вы заметили проблему?
Мозг малыша пластичен, поэтому, чем раньше и больше у него будет возможностей для коррекции, тем лучше у него будет результат. От работы специалистов, использования современных методик по развитию или запуску речи, вместе с активным участием родителей и, при необходимости, подключением медицинского подхода, речевое развитие ребенка пойдет в положительную сторону.
Что должен знать и уметь ребенок в своем возрасте?
Психологи, совместно с медиками и педагогами определили примерные нормы развития речи ребенка, которую Вы можете взять за основу.
В 5 лет ребенок использует прилагательные и наречия, знает основные антонимы (большой - маленький, жесткий - мягкий и т.д.), речь понятна взрослому, даже если не все звуки присутствуют в речи. Может назвать бытовые предметы (стол, стул, зеркало, шкаф и т.д.), знает свой возраст, адрес и имена родителей и близких родственников. Понимает и использует понятие времени (утро, день, ночь и т.д.), ориентируется в днях (завтра, вчера, сегодня).
В 4 года ребенок знает название знакомых животных (кошка, собака), знает несколько цветов, не возникает трудности выполнить простую команду, может часто повторять слова фразы или слоги. Может показать по просьбе взрослого объект в книге или журнале. Понимает и начинает использовать предлоги «над» и «под», при соотношении большого с маленьким понимает эти понятия.
В 3 года правильно использует местоимения «Я» и «Ты», использует слова с множественном числе и прошедшем времени, знает и использует предлоги «На», «Под», «За». Знает основные части тела и может показать и назвать их. Большая часть из того, что говорит ребенок, понятна взрослому. Должен знать свой пол, имя, возраст и имена родителей.
В возрасте 2 лет в речи ребенка начинает появляться понятия «Я» и «Мои», появляются короткие предложения из 2 слов. Ребенок начинает задавать вопросы «Что это», использует предлоги «В», «На», «Под», реагирует на команды «покажи мне свои волосы (нос, глаза, рот)».
Как вы занимаетесь с плохо говорящими детьми и молчунами?
На занятиях мы с делаем логопедический массаж лица и языка с целью нормализации тонуса мышц артикуляционного аппарата.
Тренируем движения пальцев и всей кисти рук, с том числе с помощью массажа. Это важный компонент в стимулировании речи ребенка. Во время пальчиковых игр мы проговариваем стихи, совершенствуя произношение, ставим правильное дыхание, отрабатываем темп речи и развиваем фонематический (речевой) слух.
Стимулируем лепет, проговариваем первые слова ребенка. Обогащаем пассивный словарь ребенка и после переводим его в активный. Изучаем животных и как они говорят, предлагая ребенку повторять за логопедом. Это помогает повысить интерес к занятию и эффективность работы.
Делаем артикуляционную гимнастику для развития речевого аппарата, активизируем мимические мышцы лица.
Заключение
В современном обществе, где красноречие и умение четко и ясно выражать свои мысли становятся все более ценными, задачей каждого родителя является подготовка своего ребенка к взрослой жизни. Это включает в себя не только умение учиться и адаптироваться, но и навыки эффективного общения, которые так важны для успешного саморазвития и социальной интеграции.
Однако, не всегда ребенок развивает свои коммуникативные навыки самостоятельно. Задача родителей заключается в том, чтобы обеспечить ребенка всеми необходимыми инструментами и уверенностью в себе, чтобы он мог свободно и непринужденно общаться с окружающими.
Своевременное обращение к логопеду становится важным шагом на этом пути. Профессиональная помощь специалиста поможет ребенку избежать многих коммуникативных проблем и обеспечит бесперебойное развитие его личности. Важно помнить, что такие вмешательства происходят без стресса и ассоциируются с увлекательным путешествием в мир знаний и навыков.