Запись на диагностику

Например, 999 999 88 77

Мы знакомы
?
Запись на диагностику
Записать Вас на платную диагностику?
Заказать обратный звонок +7 (495) 979-81-78
Как к Вам Обращаться?
Ваш номер телефона:

Например, 999 999 88 77

Запись на диагностику
1
2
* - Поля обязательные для заполнения
    График работы:
    Комментарий:
    Бесплатная диагностика
    Заказать обратный звонок +7 (495) 979-81-78
    Как к Вам Обращаться?
    Ваш номер телефона:

    Например, 999 999 88 77

    Сеть логопедических центров с 2008 г
    Пн-Пт с 09:00 до 21:00 Сб-Вс с 10:00 до 19:00
    +7 (495) 979-81-78
    8 (800) 707-35-43
    Главная/Вопросы/Сонорные звуки

    Сонорные звуки

    В современном мире правильная постановка речи, включая сонорные звуки, играет важную роль в всестороннем развитии ребенка. Чем четче произношение, тем лучше ребенок понимает обращенную к нему речь взрослых и общается со сверстниками.

    Логопед обучает детей правильному произношению, развивая слуховое внимание, восприятие и воспроизведение речи. Он также учит детей контролировать свою речь и исправлять ошибки. Эти навыки особенно полезны в школе, когда ребенок начинает читать, писать и записывать текст на слух. Неправильная постановка звуков может привести к дисграфии и ошибкам на письме. Это, в свою очередь, может вызвать чувство неполноценности, снижение успеваемости и заниженную самооценку. Выполнение уроков может стать настоящим мучением.

    Большинство родителей задумываются о визите к логопеду ближе к 5-6 годам, когда ребенок готовится к школе. В этом возрасте особенно важна постановка сонорных звуков. Однако бывает, что требуется работа и с другими звуками.

    В данной статье мы подробно разберемся, что такое сонорные звуки, как и когда они формируются в норме, что делать при их недостаточной сформированности и как проводить коррекционную работу с ребенком.

    Что такое сонорные звуки?

    Сонор или сонорные звуки – это согласные, которые произносятся с сильной вибрацией голосовых связок и почти без шума. В отличие от других согласных, где можно услышать шипение или другие шумы, в сонорных звуках преобладает ровный тон, создаваемый голосом. Примеры сонорных звуков в русском языке включают [р], [л], [м], [н], [й].

    Сонорные звуки - сонор

    Классификация сонорных звуков в русском языке

    В русском языке сонорные звуки делятся на несколько групп в зависимости от способа их образования и места артикуляции. Основные группы соноров включают:

    - Носовые сонорные звуки: при их произнесении воздух проходит через носовую полость.

    - Боковые сонорные: воздух проходит по бокам языка.

    - Дрожащие сонорные: при произнесении язык вибрирует.

    - Полугласные сонорные: находятся между гласными и согласными по своим акустическим и артикуляционным характеристикам.

    Примеры сонорных звуков в русском языке

    - [р] – дрожащий, вибрационный звук, образующийся в области альвеол. Например, слово "рыба".

    - [л] – боковой сонант, при произнесении которого воздух проходит по бокам языка. Например, слово "лук".

    - [м] – носовой звук, образующийся при участии как верхней, так и нижней губы. Например, слово "мама".

    - [н] – носовой, образующийся при смыкании языка с верхними передними зубами. Например, слово "нос".

    - [й] – полугласный, возникающий в области нёба, когда к нему поднимается задняя часть языка. Например, слово "йогурт".

    Таким образом, сонорные звуки играют важную роль в русской фонетической системе, обеспечивая богатство и разнообразие звучания языка.

    Формирование сонорных звуков в норме

    Этапы развития слуха у детей

    Как дети учатся различать и произносить звуки, включая важные сонорные, такие как [р], [л], [м], [н] и [й]. Этот процесс начинается с развития слуха, который помогает детям различать разные звуки.

    Периоды освоения звуков у детей

    Дети учатся звукам постепенно. Мы можем разделить этот процесс на несколько этапов:

    1. Ранний этап: Первые звуки, которые дети начинают произносить.
    2. Средний этап: Более сложные, которые дети осваивают позже.
    3. Поздний этап: Заключительные звуки, которые дети начинают произносить ближе к 5-6 годам.

    Ранний этап: первые звуки

    На этом этапе дети начинают издавать самые простые звуки, такие как "а", "о", "м", "п", "б". Эти звуки появляются в первые месяцы жизни. Ребенок экспериментирует со своим голосом, произнося простые слоги.

    Средний этап: формирование звуков

    Примерно к 3-4 годам дети начинают произносить более сложные звуки. Они учатся различать и произносить мягкие и твердые звуки, такие как "л" и "ль", а также "с", "з", "ц". В этом возрасте дети уже могут произносить многие слова довольно четко.

    Поздний этап: окончательное закрепление

    Ближе к 5-6 годам дети осваивают самые сложные звуки, такие как "р" и "рь". На этом этапе важно, чтобы ребенок правильно произносил все звуки, так как это влияет на его успешность в школе. Если у ребенка есть проблемы с произношением, логопед может помочь ему научиться правильно говорить.

    Таким образом, развитие правильного произношения звуков у детей происходит постепенно, начиная с простых и заканчивая более сложными. Если вы заметили, что ваш ребенок испытывает трудности с произношением, не стесняйтесь обратиться к специалисту, который поможет ему справиться с этой задачей.

    Проблемы с произношением сонорных звуков

    Сонорные звуки [р], [л], [м], [н] и [й], могут вызывать трудности в произношении у некоторых детей. Давайте разберем, почему это происходит и как эти проблемы могут проявляться.

    Возможные причины нарушений

    1. Физиологические причины:
      • Укороченная уздечка языка: это небольшая перепонка под языком, которая может быть слишком короткой и затруднять движение языка.
      • Аномалии прикуса: неправильное расположение зубов и челюстей может мешать правильному произношению звуков.
      • Другие физиологические особенности: такие как слишком большой или маленький язык, неправильное строение зубного ряда или нёба, которые могут препятствовать правильной артикуляции.
    1. Фонетические и фонематические нарушения:
      • Фонетические нарушения: это проблемы с моторикой речевого аппарата, когда дети не могут правильно произносить звуки из-за недостаточной подвижности или координации артикуляционных органов.
      • Фонематические нарушения: это проблемы с восприятием звуков на слух. Например, они могут путать"р" и "л".

    Распространенные типы нарушений

    1. Ламбдацизм: нарушение произношения [л]. Дети могут заменять его другим звуком или произносить с искажениями.
    2. Ротацизм: нарушение произношения [р], известное как картавость. Например, ребенок может произносить "р" как "л" или "й". В некоторых случаях звук "р" вообще отсутствует в речи.
    3. Йотацизм: нарушение произношения звука [й] («и» краткой). Это может проявляться в замене [й] другим звуком или его искажении.

    Если вы заметили, что ваш ребенок испытывает трудности с произношением этих звуков, важно обратиться к логопеду. Специалист сможет определить причину проблем и разработать индивидуальную программу коррекции, чтобы помочь вашему ребенку говорить четко и правильно.

    Методы коррекции произношения сонорных звуков

    Существуют различные подходы, которые могут помочь вашему ребенку научиться правильно произносить звуки. Вот основные из них:

    Естественный способ

    Логопедические игры и подражание: Этот метод основан на естественном подражании взрослым и игровом обучении. Ребенок повторяет за логопедом или родителем звуки и слова, наблюдая за их артикуляцией. Игры и упражнения делают процесс обучения интересным и увлекательным. Например, можно играть в «повторюшки», где ребенок повторяет за вами простые слова или слоги, или использовать карточки с изображениями, которые стимулируют произношение определенных звуков.

    Механический способ

    Использование специальных приспособлений: Если естественный метод не дает желаемых результатов, логопед может использовать специальные приспособления. Например, для постановки звука «р» иногда используют вибрирующие устройства, которые помогают ребенку почувствовать правильную вибрацию языка. Также могут использоваться различные зонды и шпатели, чтобы помочь ребенку правильно расположить язык и губы при произнесении звуков.

    В процессе коррекции звуков логопед использует разные репрезентативные системы:

    • Слуховой анализатор: логопед многократно повторяет звук, чтобы ребенок его запомнил.
    • Зрительный анализатор: используются картинки и видео, показывающие артикуляцию звуков.
    • Тактильно-вибрационный: ребенок кладет руку на горло логопеда, чтобы почувствовать вибрацию при произнесении звука.
    • Осязательный: ребенок может использовать пальцы, чтобы контролировать положение губ и языка.
    • Кинестетический: логопед помогает ребенку ощутить движение языка и других органов артикуляции.

    Только после того, как звук правильно поставлен, логопед переходит к отработке произношения в слогах, словах, фразах и стихотворениях. Важно, чтобы ребенок научился различать похожие звуки на слух и правильно их произносить. Для закрепления материала используются специальные игровые пособия.

    Таким образом, постепенно у ребенка формируется правильная артикуляция, и его речь становится четкой и красивой. Если у вас есть вопросы или вам нужна помощь, не стесняйтесь обращаться к логопеду. Помните, что своевременная помощь специалиста – залог успешного развития вашего ребенка.

    В итоге

    Нам всем необходимо понимать, что правильное произношение звуков - это не просто навык, а ключ к успеху в речевом развитии вашего ребенка.

    И хотя этот процесс может показаться сложным, не забывайте, что вы не одни. Логопеды здесь, чтобы помочь. Вместе мы можем преодолеть любые трудности, обеспечивая вашего ребенка не только лучшими возможностями для успешного общения, но и уверенностью в себе, которая будет сопровождать его на протяжении всей жизни.